С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит
множество изменений, которые обрушиваются на ребенка одновременно, создавая
стрессовую ситуацию. Многие из родителей переживают: сможет ли их ребенок
безболезненно привыкнуть к детскому саду, к его режиму? Как встретят его
взрослые и дети? Понравится ли ему в детском саду? Не будет ли он голодным? Кто
и как будет его укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском
саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с
незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. До этого все происходило на их
глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском
саду?
Адаптация обычно протекает сложно, ведь происходит отрыв ребенка от матери, с
которой малыш неразрывно связан: его любимая и самая прекрасная на свете мама
оставляет его среди новой, чужой обстановки и незнакомых ему ранее взрослых и
детей. Это волнение усиливается, если ребенок не хочет идти в садик. Ведь для
ребенка детский сад – новое и незнакомое место.
Процесс адаптации у всех детей происходит по-разному: иногда, затягивается на
длительное время, и ребенок приспосабливается к коллективу месяцами, а иногда не
может приспособиться совсем. Одни дети приходят в группу с желанием, внимательно
присматриваются и начинают играть. Другие делают это с опаской, больше наблюдают
и выполняют предложенные действия воспитателем. Третьи проявляют негативизм,
отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы,
много и громко плачут.
Продолжительность привыкания зависит от многих факторов: от темперамента
малыша, от его состояния здоровья, от обстановки в семье и даже от того,
насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети проявляют
агрессию, а некоторые, замыкаются в себе, находясь в напряжении, не
притрагиваются ни к игрушкам, ни к еде. Родители должны быть готовы ко всему.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых
зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от
сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Поэтому темпы адаптации у разных детей различны.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма и личности
ребенка к новой обстановке. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды –
тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в
детском организме, затрагивающий все его уровни, и приводящий к стрессу. Чтобы в
этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо вести себя в саду не так,
как дома. Но он не знает новой модели поведения и поэтому, боясь, что-то сделать
не так, страдает. А страдания подпитывают стресс – отрыв и разлука с матерью,
сомнения в ее любви.
По степени адаптации детей можно разделить на три основные группы:
Легкая адаптация – самая благополучная. Дети с желанием посещают детский
сад. Изменения в поведении, кратковременны и незначительны. Ребенок спокойно
входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание
на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему
обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи.
Умеет занять себя сам, настроение спокойное, придерживается установленных правил
поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрения. Умеет играть рядом с
другими детьми, доброжелателен.
Средняя степень адаптации – дети идут на контакт, наблюдают за действиями
воспитателя. Напряженность первых минут постепенно спадает, и ребенок может
войти в игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может
нарушать установленные правила и нормы поведения.
Тяжелая степень адаптации – дети реагируют на перемену обстановки нервным
срывом. С ребенком установить контакт не удается. Ребенок пугается и ищет
поддержку у родителей, на замечание или похвалу воспитателя. Очень часто
родители сомневаются в том, что ребенок сможет освоиться в детском саду.
Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо создать у
ребенка положительную установку – посещать детский сад с желанием.
Необходима целенаправленная организация жизни детей дошкольного возраста в
детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному
приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное
отношение к детскому саду.
Для того чтобы процесс адаптации прошел безболезненно необходимо:
- Создать благоприятную атмосферу в группе. Необходимо сформировать у
ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит от
умения и усилий воспитателей создать атмосферу доброжелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и
страхи, легче пройдет адаптация. Необходимо всячески удовлетворять
потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое обращение
с ребенком, дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
- Правильно организовать игровую деятельность. Формирование эмоциональных
контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно
включающей игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка
в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к
воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового
прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой,
ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
- Регулярно проводить работу с родителями до поступления их ребенка в
детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей
и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в
семье и детском саду. - Успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения,
показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет
заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как
облегчить период адаптации.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к
сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит
хорошие, доброжелательные отношения своих родителей и воспитателей, он
гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Советы родителям, если их ребенок начал посещать детский сад:
- Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных
механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и
ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
- Настраивать ребенка на положительные эмоции. Внушать ему, что в саду
очень хорошо, весело, интересные занятия, много ребяток, игрушек.
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским
садом.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с
воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести
в режим дня дома.
- Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с
которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Как можно раньше сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше
забирать домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Беречь его нервную систему.
- Создать дома в выходные дни режим, как в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские
капризы.
- "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми
людьми.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а
также за непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему,
что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка
в детский сад.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
- Стараться, как можно чаще отводить его в детский сад или забирать.
- Проявлять как можно больше интереса к его занятиям в детском саду,
внимательно выслушивать его рассказы, сохранять рисунки и аппликации,
которые он приносит.
- Играть с ребенком в детский сад. Понаблюдать, что делает и что говорит
ваш ребенок.
- Не переоценивайте негативные переживания ребенка. Дети, которые с
рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после
ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами.
Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым
друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него
возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.
Однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило,
когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда
отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует,
приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить
малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может
нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.
Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации – это
публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо,
если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в
отдельной комнате.
Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции
поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки
предоставлять ребенку возможность "побеситься” дома. Рекомендуется побольше
играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение,
которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то
оно может стать причиной невротических расстройств.
Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после
детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с папой,
прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе.
Обычно период адаптации заканчивается к концу первого месяца. Показателем
хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям:
"Ну пока" и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные
занятия, а вечером идет с охотой домой.
Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького
ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный
ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро
утомляется. Он может отставать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и
по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в
первые же дни посещения детского сада.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность
родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей,
что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и
нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в
группе.
Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте
поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка
с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и
зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность
воспитателя будет серьезным тормозом.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение года и более,
то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к
специалисту.
Адаптация закончена, если у ребенка стабильное положительное
настроение, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками,
соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют
заболевания; есть динамика массы тела;
и динамика психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации – это готовность родителей к
тому, что ребенок пойдет в детский сад, их положительный настрой. Если вы
верите, что детский сад – самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же
будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. |