В некоторых случаях в дополнение к групповым я проводила
индивидуальные занятия. Так было с Милой, когда она отказывалась входить в
класс и кричала при малейшем «нажиме», так было с Андреем, когда он вместо
пения громко кричал. Эти небольшие, всего по 15 минут, занятия очень помогли
детям адаптироваться к групповой обстановке.
Результаты
групповой работы
В течение года мы отмечали следующую динамику: Мила
перестала пугаться, убегать из класса и прятаться за штору. Когда у нас
появилась детская ударная установка, Мила подошла к ней и с удовольствием стала
играть. Громкие звуки, издаваемые ею самой, ее не пугали. После этого Мила
перестала пугаться звуков, которые издавали другие дети. Андрей начал
включаться в общую деятельность, а если он запаздывал, Рита ему подсказывала,
торопила. Антон стал более внимательным, активным, он мог выдержать большую
нагрузку, чем в начале учебного года. К музыкальным занятиям он подходил весьма
творчески, придумывал новые движения, слова к песне. Миша, самый маленький из
детей, на занятиях заговорил, запел, во время игры на ориентацию в пространстве
стал руководить другими детьми, рассаживать их на нужные места. Алина стала
больше общаться с детьми, снизилась тревожность.
Наиболее значительные изменения произошли у Риты. Она
пришла к нам два с половиной года назад закрытой, скованной девочкой, ходила
согнувшись, смотрела вниз, отворачивалась, полностью находилась в плену своих
стереотипов. Еще в прошлом году, попадая в новые ситуации, она терялась; любые,
самые незначительные изменения режима ее пугали, на вопросы она не отвечала. Но
постепенно начала взаимодействовать с окружающими, позволила взрослому
организовывать свою деятельность, а затем стала сама принимать участие в
организации коллективной деятельности. Она стала лидером группы, научилась
договариваться и с детьми, и со взрослыми. Рита перестала теряться, стала
помогать другим детям, объяснять им, что надо делать. У нее расширилось
понимание речи, появились отдельные развернутые высказывания. Снизилась
инактивность («Я сама», «Да не надо»), девочка сама предлагала спеть какую-либо
песню или сыграть в какую-либо игру. Сейчас уровень организации ее
эмоционально-волевой сферы дает возможность дальнейшего развития, девочка
самостоятельно справляется с трудными ситуациями.
В конце учебного года мы устроили концерт для родителей и
педагогов. Было много гостей, и у каждого ребенка был свой, пусть небольшой,
сольный номер.
Итоги
Конечно, у всех детей остаются значительные трудности в
адаптации, но при этом они готовы к взаимодействию с другими детьми и
взрослыми, готовы к обучению в школе. К концу учебного года, приходя в Центр,
они сразу замечали, если кто-то отсутствовал, спрашивали, придет ли он. Если во
время какого-либо совместного действия кто-то замешкался или ошибся, другие его
поправляли.
В сентябре все дети, кроме Милы и Миши, пошли в школу.
Мила продолжила заниматься в Центре. Миша пошел в подготовительную группу
интегративного детского сада. Алина начала учиться по программе вспомогательной
школы, Андрей и Антон—в коррекционном классе общеобразовательной школы. Хочется
верить, что не последнюю роль в этом сыграли музыкальные занятия.
Итак, проводимая в течение года коррекционная работа,
включающая музыкальные занятия, привела к улучшению качества коммуникации у
детей, формированию навыков совместной деятельности, развитию
эмоционально-личностной сферы, включая расширение эмфатических способностей,
возможностей адекватного выражения эмоционального состояния. |