У ребенка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные
возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового
образа жизни.
Методы диагностики.
1. Тестовое задание для выявления быстроты.
2. Тестовое задание для выявления силы.
3. Тестовое задание для выявления ловкости.
4. Тестовое задание для выявления выносливости.
5. Тестовое задание для выявления гибкости.
6. Тестовое задание для выявления двигательной
активности.
7. Беседа «Незаконченные предложения» по выявлению
готовности соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
8. Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических
процедур.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление сформированности быстроты — способности
выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется
скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Процедура организации и проведения.
Бег на дистанцию 30 метров.
Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем
длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на
расстоянии 5—7 м ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке,
куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише.
По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, по
команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до
финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол
заносится результат лучшей из трех попыток.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление сформированности ловкости как способности
быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и
точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки.
Процедура организации и проведения.
Бег на дистанцию 10 метров. Результат определяется как
разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м
+ 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха
между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше
выполнять в условиях соревнования.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление сформированности силы как способности преодолевать
внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного
напряжения.
Процедура организации и проведения.
Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила
ног — становым динамометром.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление сформированности выносливости как
способности противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Процедура
организации и проведения.
Непрерывный бег в равномерном темпе: на дистанцию 100 м,
для детей 7 лет — 1000 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю
дистанцию без остановки.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление сформированности гибкости как морфофункционального
свойства опорно-двигательного аппарата, определяющего степень подвижности его
звеньев.
Процедура организации и проведения.
Выполнение упражнения: наклон вперед, стоя на
гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см.
Для измерения глубины наклона линейку или планку
прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости
опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то
результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в
коленях сгибаться не должны.
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: выявление особенностей двигательной активности как
удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность
организма в движении для дошкольников 6—7 лет составляет в среднем 12—15 тысяч
шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в
зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по
сравнению со средними величинами.
Процедура организации и проведения.
Двигательную активность можно измерить с помощью
шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная
активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить
объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный
период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в
самостоятельной двигательной деятельности.
Измерить уровень двигательной активности можно также
путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время
пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется
за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется
процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя
и 70% двигательной активности.
Метод диагностики: беседа «Незаконченные предложения».
Цель: выявление готовности соблюдать элементарные правила
здорового образа жизни.
Процедура организации и проведения.
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает
предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
1. Здоровый человек — это...
2. Мое здоровье...
3. Иногда я болею, потому что...
4. Когда я болею, мне помогают...
5. Когда у человека что-то болит, то...
6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому
что...
7. Когда я думаю о здоровье, представляю себе...
8. Когда я думаю о своем здоровье, мне хочется...
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы
загадал...
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию,
то...
11. Когда мои друзья болеют, я...
12. Когда мы с мамой идем к врачу, я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если
ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты оформляются в таблицу.
Направленность отношения
|
№ п/п
|
Детские суждения (комментарии)
|
1. Отношение к здоровью
|
I, 7
|
|
2. Отношение к своему здоровью
|
2, 3, 6, 12
|
|
3. Отношение к болезни
|
4, 5, 11
|
|
4. Отношение к опасным для здоровья ситуациям
|
10
|
|
5. Направленность желаний о здоровье
|
8, 9
|
|
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление степени самостоятельности выполнения
гигиенических процедур.
Процедура организации и проведения.
Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур
проводится по следующим критериям.
1. Выполнение культурно-гигиенических процессов (культура
еды, умывания, сна).
2. Владение умениями культуры ухода за одеждой — приемы
чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу.
3. Понимание и реализация необходимости «привести себя в
порядок» — вымыть руки, лицо, причесать волосы.
4. Владение приемами элементарной первой помощи при
травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и
пр.).
5.
Выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики. |