Цель — изучить особенности ценностного отношения детей
младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо
знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла»,
сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Примерные вопросы к ребенку.
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит»
К.И.Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть
иллюстрации.)
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты
делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная
палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка,
особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор
(вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения
дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для
человека, его жизни.
В ходе наблюдения за ребенком четвертого года жизни в
повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления,
как:
^ интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного
поведения;
^ удовольствие в ходе выполнения простейших умений и
навыков гигиенической и двигательной культуры;
^ положительный настрой на выполнение элементарных
процессов самообслуживания;
^ интерес к самопознанию;
^ радость и доброжелательность в общении и взаимодействии
со сверстниками и взрослыми;
^ удовлетворенность самостоятельными и совместными
действиями и их результатами;
^ тенденции к самостоятельным проявлениям культуры
здоровья.
Наличие выделенных проявлений в поведении малыша
свидетельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому образу
жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу.
Отношение ребенка_(лет, мес.)
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявляется
|
Не
проявляется
|
Проявляется избирательно
|
Примечания
|
Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного
поведения
|
|
|
|
|
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и
навыков гигиенической и двигательной культуры
|
|
|
|
|
Положительный настрой на выполнение элементарных
процессов самообслуживания
|
|
|
|
|
Интерес к самопознанию
|
|
|
|
|
Радость и доброжелательность в общении и
взаимодействии со сверстниками и взрослыми
|
|
|
|
|
Удовлетворенность самостоятельными и совместными
действиями и их результатами
|
|
|
|
|
Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры
здоровья
|
|
|
|
|
В ходе наблюдения за ребенком пятого года жизни в
повседневной жизнедеятельности обратите внимание на:
^ устойчивость интереса, который проявляется к правилам
здоровьесберегающего и безопасного поведения;
^ самостоятельность проявления здоровьесберегаюшей
компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;
^ удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие
умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания,
удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий;
^ радость и доброжелательность общения и взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни;
^ осознание себя, своих желаний и потребностей,
стремление к самооценке;
^ направленность на выполнение элементарных трудовых
процессов, полезный для здоровья результат.
Наличие
выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном
отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения также
заносятся в таблицу. |