Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 09.05.2024, 14:20

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

РЕБЕНОК 3-4 ЛЕТ В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ

Ребенок и книга

При восприятии литературного произведения малыши преж­де всего обращают внимание на героев, их интересуют внеш­ность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошколь­ники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет яв­ляется необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников со­ставляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка...», «Кисонька-Мурысенька...», «Тали­бом!..», «Пальчик, пальчик...», «Кто у нас хороший...» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети зна­комятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Младшим до­школьникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Задача детского сада — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображае­мые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. за­ложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически вос­принимать произведения литературы, с развитием их художе­ственно-речевой деятельности.

 

Третий год жизни

Познавательные умения. Внимательно слушать рассказыва­ние или чтение взрослого, запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, Рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запоми­нать строки стихов, тексты произведений малых форм.

Речевые умения. Передавать словом, действием, жестом со­держание произведения: потешки, игры, песенки и др.; уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них.

Отношение. Выражать удовольствие от встречи с литератур­ным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания. Воспитатель побуждает ребенка активно уча­ствовать в общем со взрослым и другими детьми исполнении стихов, песенок, потешек, испытывать радость от игры звуками, звонкой рифмой, словом.

 

Уровни освоения программы

Низкий.

Ребенок иногда отказывается от предложения слу­шать сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не проявляет выражен­ного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с текстовым сопровождением.

Средний.

Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен неярко.

Высокий.

Ребенок охотно отзывается на предложение про­слушать книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослого про­честь стихи, сказку. Легко включается в восприятие. Внима­тельно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произве­дения, выполняет соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на ил­люстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.

 

Четвертый год жизни

Познавательные умения. Сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать про­изведение до конца. С помощью взрослого понимать содержа­ние, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных автор­ским словом, узнавать их в иллюстрациях.

Речевые умения. Делиться своими впечатлениями от прочи­танного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впе­чатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, ис­полнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях литера­турных сюжетов, театрализованных играх.

Отношение. Эмоционально откликаться на чтение и расска­зывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Стремиться к повторным встречам с кни­гой, исполнению стихов, народных песен.

Получать радость и удовольствие от меткого слова, шутки, звучной рифмы, стремиться их запомнить и использовать в своей речи.

Уровни освоения программы

Низкий.

Ребенок при слушании чтения и рассказывания не­редко отвлекается. Не просит повторить прочитанное. Отказы­вается от разговора по содержанию, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет выраженного эмоционального отношения к прочитанному.

Средний.

Ребенок включается в процесс восприятия, но не всегда умеет выслушать произведение до конца. В редких слу­чаях просит повторить прочитанное. Отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого. Устанавливает про­стейшие (последовательные) связи в содержании. Проявляет ак­тивное эмоциональное отношение только в отдельных случаях.

Высокий.

Ребенок легко включается в процесс восприятия, выслушивает произведение до конца. С удовольствием возвра­щается к прочитанному. Охотно вступает в обсуждение произ­ведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет иг­ровые действия, песенки, читает стихи. Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения для детей 2—3 лет

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток...»; У Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду...»; «Привяжу я козлика...»; «Как у нашего кота...»; «Котик серенький...»; «Киска, киска...»; «Пошел котик на торжок...»; «Кисонька-Мурысенька...»; Сорока-белобока; «Идет коза рогатая...»; Ладушки; «Водичка-водичка...»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.

Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка ряба; Репка; Теремок.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорусск.); Едем, едем на лошадке (шведск.); Курица (англ.); Ласковые песенки (азерб.); «Ой, в зеленом бору...» (укр.); Ой, как весело (эст.); Рыбки (франц.); Соловей-соловушка (лат.); Топ, топ (польск.); Я козочка (лит.).

Сказки. Горшок каши (нем.); Как лисичка бычка обидела (эск.); Крошка Малышка (шотл.); Упрямые козы (узб.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский. Котик и козлик; Птичка. — А. Кольцов. Дуют ветры буйные. — М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» — И.Ни­китин. «На дворах и домах снег лежит полотном...» — А. Плещеев. «Травка зеленеет...» — А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...»; «[...яб­локо] Оно соку спелого полно...» — Л. Толстой. «Была у Насти кукла...»; «Пошла Катя поутру...»; «Деду скучно было...»; «Спала кошка на крыше...» — К. Ушинский. Васька; Два козлика. — А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...» — С. Черный. Жеребенок.

Произведения современной русской и зарубежной литературы

А. Барто. Бычок; Лошадка; Слон; Зайка. — В. Берестов. Мишка, мишка, лежебока; Искалочка; Больная кукла. — Е. Благинина. С доб­рым утром; Аленушка; Дождик. — А. Введенский. Песнь машиниста; Мышка. — Л. Квитко. В садочке. — М. Клокова. «Воробей с березы...»; Мой конь. — С. Маршак. Детки в клетке; Сказка о глупом мышон­ке. — Ю. Мориц. Страшилище; Цветок; Очень задумчивый день. — В. Сутеев. Цыпленок и утенок; Три котенка; Кто сказал «мяу»? — И. Токмакова. «Как на горке снег, снег...»; Глубоко ли, мелко; На машине ехали. — С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как уви­дит — убежит...» — Д.Хармс. Веселые чижи; Веселый старичок; Уди­вительная кошка. — В. Хорол. Зайчик. — Е. Чарушин. Кошка; Курочка; Как Томка научился плавать. — К. Чуковский. Цыпленок; Закаляка; Свинки; Поросенок. — Д. Биссет. Га-га-га (англ.). — П. Воронько. Спать пора; Обновки (укр.). — М. Карем. Мой кот; Цыпленок (франц.). — В. Пальчинкайте. Троллейбус (лит.).

Произведения для детей 3—4 лет Русское народное творчество

Малые формы фольклора. Барашенька; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; Божья коровка; «Волк-волчок шерстяной бочок...»; «Гуси вы, гуси...»; Дедушка Егор; «Заинька, войди в сад...»; Иванушка;

«Как без дудки, без дуды...»; Ласточка; Петушок; «Под горкой на речке...»; «Свинка Ненила»; Совушка; «Тили бом!..»; «Уж ты, зимуш­ка.-»; «Уж ты, радуга-дуга...»; «Улитка, улитка...»

Сказки. Коза-дереза; Кот, петух и лиса; Лиса и журавль; Маша и медведь; Петушок и бобовое зернышко; Снегурушка и лиса; Тере­мок.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. Где ночует солнце? (арм.); Заяц; Па­лочка (кабард.-балк.); Козленок (тадж.); Люли, люди, моя крошка (лит.); Перчатки; Храбрецы (англ.); Дедушка Рох (польск.); Дождь, дождь; Ручки, спляшите (франц.); Купите лук; Лошадка пони (шотл.).

Сказки. Бременские музыканты (нем.); Воробей и лиса (болг.); Как собака друга искала (мордовск.); Кого испугались (алб.); Колосок (укр.); Почему кот моется после еды (лит.); Почему у зайца губа рассечена (эст.); У солнышка в гостях (словацк.).

Произведения русской классической литературы

А.Блок. Зайчик.— А. Кольцов. «Дуют ветры буйные...»; — А.Пле­щеев. «Уж тает снег...» — А. Пушкин. «За весной, красой природы...»; «Ветер, ветер, ты могуч...»; Зимняя дорога. — И. Суриков. «Первый снег пушистый...» — Л. Толстой. «У Вари был чиж...»; «Саша был трус...»; «У Миши были сани...»; «Нашли дети ежа...»; «Сел дед пить чай...»; Три медведя. — Ф. Тютчев. «В небе тают облака...» — К. Ушинский. Уточки; Коровка; Бишка; Спор зверей. — А. Фет. «Чудная картина...»; «Ласточки пропали...» — С. Черный. На коньках.

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я. Аким. Откуда; Елка наряжается. — 3. Александрова. Мой мишка; Мишка; Большая ложка. — А. Барто. Девочка-ревушка; Машенька; Де­вочка чумазая; «Вот с насиженной гнилушки...»; Ути-ути; У Кирюши петушок. — В. Берестов. Про машину; Снегопад.; — К Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот какая мама; «Улетают, улетели...»; Мы пускаем пузыри. — А. Введенский. Кто; Сны; Черный кот; На лыжах. — С Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота; Сказка об Умном мышонке; Кто колечко найдет. — Ю. Мориц. Ручеек; Ежик ре­зиновый. — Н. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки. — Я- Тайц. Кубик на кубик; Ага. — И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как На горке...»; Голуби.— Д.Хармс. Кораблик; Таксик и бульдог; Кош-Ки- ~ Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко; Никита-охотник. — К. Чуковский. Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка; краденое солнце; Мойдодыр; Путаница. — А. Шабад. Лесенка. — Л Берг. Рыбка (англ.). — А. Босев. Трое (болг.). — Ф. Грубин. Очки (чешек.). —   У.Дисней.   Приключения  маленького  щенка  (амер.).—

Н. Забила. Ясочкин садик (укр.). — С. Капутикян. Маша обедает; Кто скорее допьет (арм.). — М. Карем. Серое и белое; Зайчонок отправился в город (франц. — Л. Квитко. Бабушкины руки; Кисонька (евр.). — Ф. Мугур. Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками (ру-мынск.). — Ногути Удзе. Кукушка (японск.). — Ю. Тувим. Где очки? (польск.).

Сборники

1. Гусли-самогуды: Народные песенки и потешки. — Л.: Дет. лит., 1981.

2. Ерши-малыши: Народные песенки и потешки. — Л.: Художник РСФСР, 1982.

3. Ладушки. — М.: Прогресс, 1972.

4. Наши сказки / Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. — М.: Дет. лит., 1981 (Кн. 1), 1982 (Кн. 2), 1986 (Кн. 3).

5. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Елисеева. — М.: Проев., 1982.

6. Хрестоматия. 2—4 года / Сост. Н. П. Ильчук и др. — М.: Проев., 1999.

Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (01.10.2011)
Просмотров: 2969 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru