Ребенок и книга
При восприятии литературного произведения малыши прежде
всего обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его
действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что
происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа,
благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является
необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и
рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно
предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике
радостной, плясовой.
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют
главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор —
частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка...»,
«Кисонька-Мурысенька...», «Талибом!..», «Пальчик, пальчик...», «Кто у нас
хороший...» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют
потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику,
интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде
всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и
семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Младшим дошкольникам читают доступные их
пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки
и особенно стихи современных авторов.
Задача детского сада — открыть ребенку мир словесного
искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать,
эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и
сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей,
становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с
воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать
произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
Третий год жизни
Познавательные умения. Внимательно слушать рассказывание
или чтение взрослого, запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном
слушании, узнавать героев сказки, Рассказа, стихотворения в иллюстрациях и
игрушках, запоминать строки стихов, тексты произведений малых форм.
Речевые умения. Передавать словом, действием, жестом
содержание произведения: потешки, игры, песенки и др.; уметь подхватывать
слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них.
Отношение. Выражать удовольствие от встречи с
литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и
сопереживания. Воспитатель побуждает ребенка активно участвовать в общем со
взрослым и другими детьми исполнении стихов, песенок, потешек, испытывать радость
от игры звуками, звонкой рифмой, словом.
Уровни освоения программы
Низкий.
Ребенок иногда отказывается от предложения слушать
сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание
произведения. Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия книги,
участия в играх с текстовым сопровождением.
Средний.
Ребенок откликается на предложение послушать чтение
или рассказывание, но еще недостаточно сосредоточен при восприятии
произведений. Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно
повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен
неярко.
Высокий.
Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать
книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. Легко
включается в восприятие. Внимательно слушает, отвечает на вопросы по
содержанию произведения, выполняет соответственно тексту игровые действия.
Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и
героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному:
смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в
хороводных играх.
Четвертый год жизни
Познавательные умения. Сосредоточенно слушать чтение и
рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца. С
помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте,
видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную
оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом,
узнавать их в иллюстрациях.
Речевые умения. Делиться своими впечатлениями от прочитанного
со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы.
Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в
драматизациях литературных сюжетов, театрализованных играх.
Отношение. Эмоционально откликаться на чтение и рассказывание,
активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Стремиться
к повторным встречам с книгой, исполнению стихов, народных песен.
Получать радость и удовольствие от меткого слова,
шутки, звучной рифмы, стремиться их запомнить и использовать в своей речи.
Уровни освоения программы
Низкий.
Ребенок при слушании чтения и рассказывания нередко
отвлекается. Не просит повторить прочитанное. Отказывается от разговора по
содержанию, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет
выраженного эмоционального отношения к прочитанному.
Средний.
Ребенок включается в процесс восприятия, но не всегда
умеет выслушать произведение до конца. В редких случаях просит повторить
прочитанное. Отвечает на вопросы только после личного обращения к нему
взрослого. Устанавливает простейшие (последовательные) связи в содержании.
Проявляет активное эмоциональное отношение только в отдельных случаях.
Высокий.
Ребенок легко включается в процесс восприятия,
выслушивает произведение до конца. С удовольствием возвращается к
прочитанному. Охотно вступает в обсуждение произведения, отвечает на вопросы
по содержанию, исполняет игровые действия, песенки, читает стихи. Активно
содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на
содержание прочитанного.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ,
ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Произведения для детей 2—3 лет
Русское народное творчество
Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток...»; У
Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду...»; «Привяжу я козлика...»; «Как у
нашего кота...»; «Котик серенький...»; «Киска, киска...»; «Пошел котик на
торжок...»; «Кисонька-Мурысенька...»; Сорока-белобока; «Идет коза рогатая...»;
Ладушки; «Водичка-водичка...»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.
Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка
ряба; Репка; Теремок.
Фольклор народов мира
Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...»
(белорусск.); Едем, едем на лошадке (шведск.); Курица (англ.); Ласковые песенки
(азерб.); «Ой, в зеленом бору...» (укр.); Ой, как весело (эст.); Рыбки
(франц.); Соловей-соловушка (лат.); Топ, топ (польск.); Я козочка (лит.).
Сказки. Горшок каши (нем.); Как лисичка бычка обидела
(эск.); Крошка Малышка (шотл.); Упрямые козы (узб.).
Произведения русской классической литературы
В. Жуковский. Котик и козлик; Птичка. — А. Кольцов.
Дуют ветры буйные. — М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» — И.Никитин.
«На дворах и домах снег лежит полотном...» — А. Плещеев. «Травка зеленеет...» —
А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...»; «[...яблоко] Оно соку спелого полно...»
— Л. Толстой. «Была у Насти кукла...»; «Пошла Катя поутру...»; «Деду скучно
было...»; «Спала кошка на крыше...» — К. Ушинский. Васька; Два козлика. — А.
Фет. «Кот поет, глаза прищуря...» — С. Черный. Жеребенок.
Произведения современной русской и зарубежной литературы
А. Барто. Бычок; Лошадка; Слон; Зайка. — В. Берестов.
Мишка, мишка, лежебока; Искалочка; Больная кукла. — Е. Благинина. С добрым
утром; Аленушка; Дождик. — А. Введенский. Песнь машиниста; Мышка. — Л. Квитко.
В садочке. — М. Клокова. «Воробей с березы...»; Мой конь. — С. Маршак. Детки в
клетке; Сказка о глупом мышонке. — Ю. Мориц. Страшилище; Цветок; Очень
задумчивый день. — В. Сутеев. Цыпленок и утенок; Три котенка; Кто сказал «мяу»?
— И. Токмакова. «Как на горке снег, снег...»; Глубоко ли, мелко; На машине
ехали. — С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как увидит — убежит...» —
Д.Хармс. Веселые чижи; Веселый старичок; Удивительная кошка. — В. Хорол.
Зайчик. — Е. Чарушин. Кошка; Курочка; Как Томка научился плавать. — К.
Чуковский. Цыпленок; Закаляка; Свинки; Поросенок. — Д. Биссет. Га-га-га
(англ.). — П. Воронько. Спать пора; Обновки (укр.). — М. Карем. Мой кот;
Цыпленок (франц.). — В. Пальчинкайте. Троллейбус (лит.).
Произведения для детей 3—4 лет Русское народное
творчество
Малые формы фольклора. Барашенька; «Бежала лесочком
лиса с кузовочком...»; Божья коровка; «Волк-волчок шерстяной бочок...»; «Гуси
вы, гуси...»; Дедушка Егор; «Заинька, войди в сад...»; Иванушка;
«Как без дудки, без дуды...»; Ласточка; Петушок; «Под
горкой на речке...»; «Свинка Ненила»; Совушка; «Тили бом!..»; «Уж ты, зимушка.-»;
«Уж ты, радуга-дуга...»; «Улитка, улитка...»
Сказки. Коза-дереза; Кот, петух и лиса; Лиса и
журавль; Маша и медведь; Петушок и бобовое зернышко; Снегурушка и лиса; Теремок.
Фольклор народов мира
Малые формы фольклора. Где ночует солнце? (арм.);
Заяц; Палочка (кабард.-балк.); Козленок (тадж.); Люли, люди, моя крошка
(лит.); Перчатки; Храбрецы (англ.); Дедушка Рох (польск.); Дождь, дождь; Ручки,
спляшите (франц.); Купите лук; Лошадка пони (шотл.).
Сказки. Бременские музыканты (нем.); Воробей и лиса
(болг.); Как собака друга искала (мордовск.); Кого испугались (алб.); Колосок
(укр.); Почему кот моется после еды (лит.); Почему у зайца губа рассечена
(эст.); У солнышка в гостях (словацк.).
Произведения русской классической литературы
А.Блок. Зайчик.— А. Кольцов. «Дуют ветры буйные...»; —
А.Плещеев. «Уж тает снег...» — А. Пушкин. «За весной, красой природы...»;
«Ветер, ветер, ты могуч...»; Зимняя дорога. — И. Суриков. «Первый снег
пушистый...» — Л. Толстой. «У Вари был чиж...»; «Саша был трус...»; «У Миши
были сани...»; «Нашли дети ежа...»; «Сел дед пить чай...»; Три медведя. — Ф.
Тютчев. «В небе тают облака...» — К. Ушинский. Уточки; Коровка; Бишка; Спор
зверей. — А. Фет. «Чудная картина...»; «Ласточки пропали...» — С. Черный. На
коньках.
Произведения современной русской и зарубежной
литературы
Я. Аким. Откуда; Елка наряжается. — 3. Александрова.
Мой мишка; Мишка; Большая ложка. — А. Барто. Девочка-ревушка; Машенька; Девочка
чумазая; «Вот с насиженной гнилушки...»; Ути-ути; У Кирюши петушок. — В.
Берестов. Про машину; Снегопад.; — К Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот
какая мама; «Улетают, улетели...»; Мы пускаем пузыри. — А. Введенский. Кто;
Сны; Черный кот; На лыжах. — С Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота;
Сказка об Умном мышонке; Кто колечко найдет. — Ю. Мориц. Ручеек; Ежик резиновый.
— Н. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки. — Я- Тайц. Кубик на кубик; Ага.
— И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как На горке...»; Голуби.— Д.Хармс. Кораблик;
Таксик и бульдог; Кош-Ки- ~ Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко;
Никита-охотник. — К. Чуковский. Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка;
краденое солнце; Мойдодыр; Путаница. — А. Шабад. Лесенка. — Л Берг. Рыбка
(англ.). — А. Босев. Трое (болг.). — Ф. Грубин. Очки (чешек.). — У.Дисней.
Приключения маленького щенка
(амер.).—
Н. Забила. Ясочкин садик (укр.). — С. Капутикян. Маша
обедает; Кто скорее допьет (арм.). — М. Карем. Серое и белое; Зайчонок
отправился в город (франц. — Л. Квитко. Бабушкины руки; Кисонька (евр.). — Ф.
Мугур. Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками (ру-мынск.). — Ногути Удзе.
Кукушка (японск.). — Ю. Тувим. Где очки? (польск.).
Сборники
1. Гусли-самогуды: Народные песенки и потешки. — Л.:
Дет. лит., 1981.
2. Ерши-малыши: Народные песенки и потешки. — Л.:
Художник РСФСР, 1982.
3. Ладушки. — М.: Прогресс, 1972.
4. Наши сказки / Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. —
М.: Дет. лит., 1981 (Кн. 1), 1982 (Кн. 2), 1986 (Кн. 3).
5. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Елисеева. —
М.: Проев., 1982.
6. Хрестоматия. 2—4 года / Сост. Н. П. Ильчук и др. —
М.: Проев., 1999. |