Способность к оценке Оценочная функция как интегральный структурный элемент одаренности рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями (А. М. Матюшкин, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт и др.). Способность к оценке - производное, прежде всего, критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. «Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность и многие другие интеллектуальные и личностные качества». Однажды ученик частной петербургской гимназии Дмитрий Семенов (сын П.П.Семенова-Тян-Шанского), имевший блестящие математические способности, получил в четверти по геометрии в 6 классе единицу за «прилежание» и пять «за успехи». Это решение педагога находчивый ученик оспорил, сказав: «Если я знаю отлично по вашей же оценке, хотя бы и ничего не делая, то зачем же мне делать больше, все равно я лучше, чем отлично, знать не буду».
Интересы и склонности Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них - устойчивость интересов, уже отмеченная выше. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Многие дети, часто не без влияния взрослых, резко ограничивают круг своих интересов и достигают больших успехов в каком-либо одном направлении (математика, музыка, шахматы и др.). Эту категорию детей называют уже не одаренными, а талантливыми детьми. Одаренным детям, в силу того что им удается если не все, то - многое, как правило, хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил, их нерациональной, с точки зрения излишне прагматичных взрослых, трате. Теоретически возможна и нерациональная трата сил, однако широту интересов, изначально присущую одаренному ребенку, обусловленную его большими возможностями и универсализмом, следует не столько ограничивать, стремясь направить в одно русло его энергию, чтобы получить сиюминутный результат (победа в конкурсе, олимпиаде и др.), а развивать и поддерживать. Широта интересов - основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опытным путем, в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, - один из важнейших факторов, характеризующих одаренность (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, П.Торренс, К. Хеллер и др.).
|