Взрослым: воображение как творчество ума играет
огромную роль в развитии и совершенствовании человека. Оно требует воспитания
и всяческой поддержки путем подпитывания прекрасными впечатлениями. Именно
количество воображения выводит человека из сферы практического и рассудочного
познания мира в сферу теоретического, разумно–интуитивного познания. При
бедном воображении (если на помощь не приходит допущение) неспособность
рассудком охватить и уложить в сознание область духовно–теоретических знаний
склоняет человека на путь отрицания и невежества и заводит в тупик материализма.
Дети являют собой пример, когда воображением, доверительностью и способностью
к теоретическому постижению (имеющему малые затраты по времени и усилиям,
неприхотливость к условиям) достигаются высокие темпы их развития.
Воображение – умение что-то представлять в уме,
придумывать (фантазировать) то, чего на самом деле еще нет. (Представление –
умение представлять и изображать уже увиденное. Рисовать в уме картинки...);
это искусство мышления, мысленное творчество, посредством которого человек движется
и развивается. Воображение стоит в начале каждого осознанного действия. Помощь
воображения и представление перед началом каждого дела – важная составляющая
успешности действий и результатов. Прежде чем сделать что-то новое, человек
должен это новое придумать и представить в своем уме. Если он плохо представляет,
то и сделать новое будет очень трудно или оно будет плохо получаться.
° Богатое и бедное воображении.
Богатое, развитое воображение и четкое представление
ускоренно развивают сознание и свидетельствуют об умении мыслить ярко, гибко,
динамично. Богатое воображение очень полезно, но развивается крайне медленно,
делает жизнь человека лучше и счастливее; ограждая себя от воображения,
человек ограждает себя от радости...
° Полезность красивого воображения и вред безобразного.
Стараться искать и запоминать прекрасные впечатления,
творить на их основании. Важность чистоты и сердечности воображения. То, к
чему человек тянется и стремится душой, находит отражение в качестве его
воображения. Не творить в уме безобразия...
° Стремиться расширять возможности и границы
воображения.
Устойчивые знания человека ограничены пределами его
воображения. Чем шире воображение, тем шире путь к знаниям и совершенству. Чем
больше воображение, тем меньше невозможного.
° Воображение способствует находчивости человека,
умению успешно преодолевать трудности и обходить препятствия.
Дополнительно: воображение играет исключительную роль
в духовной сфере жизни человека. Развитым воображением можно легко приблизить
идеал к совершенству и возлюбить Его. К этому можно прибавить и то, что
развитым воображением человек способен выводить себя из окружающих его
несовершенств и по желанию длительно питать свою душу прекрасными впечатлениями
и образами.
Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультфильмы
Если вы считаете, что стоять в углу для всех детей
наказание, то вы сильно ошибаетесь. Один мальчик, которого звали Федей, шел в
угол с нескрываемой радостью на лице. А когда родители через часок-другой его
прощали, то выходил он из-за шкафа как-то нехотя и печально вздыхая.
Конечно же, родители Феди этому сильно удивлялись. Они
никак не могли понять, в чем дело, и сначала думали, что там спрятаны игрушки.
Угол много раз обследовали, смотрели под шкафом, заглядывали в щель между шкафом
и стеной, но так ни одной игрушки и не нашли.
– Очень странно, – думали родители. – Что ему в этом
пустом и темном углу может нравиться?
А разгадка была очень простая. Если Федю не отвлекали
игрушки, уроки и всякие другие занятия, он мог часами увлеченно воображать о
самом разном.
Почти всегда, заходя в угол, он закрывал глаза и
сразу же становился воздушным человеком. Федя проходил сквозь стену прямо к
соседям. Там он осторожно гладил спавшую собаку, а потом подпрыгивал и
взлетал. Медленно сквозь потолок он пролетал мимо всех этажей, а по дороге
рассматривал мебель в чужих комнатах. На чердаке успевал кинуть хлеба голубям
и, пролетев сквозь крышу, усаживался на трубу. А дальше лететь можно было куда
угодно.
Чаще всего он становился птицей и начинал летать по
улицам. А иногда подлетал к окну своей комнаты и с интересом рассматривал
себя, стоящего в углу за шкафом. Летать было очень интересно. Можно было с
огромной высоты камнем устремиться вниз, а около самой земли вдруг резко
взлететь и опять набрать высоту. От таких спусков дух захватывало, казалось,
что катаешься на огромных качелях высотой в десять этажей. А еще можно было
полететь к реке и с разгону, с брызгами, нырнуть в нее. В реке тоже было много
интересного: можно было незаметно подплыть к уткам и пощекотать за лапки, или
отпугнуть рыб от рыболовного крючка, погрузиться на самое дно, а потом,
оттолкнувшись, на огромной скорости вылететь из воды прямо к облакам и
попрыгать на крыле летящего самолета прямо на виду у удивленных пассажиров.
В общем, в углу, где никто и ничто не мешало, можно
было с закрытыми глазами воображать что угодно. Федя уже много раз был
невидимкой, летчиком, человеком–героем, залетал в разные сказки, чтобы
бороться со злом и даже всячески помогал добрым мультяшкам, когда оказывался
в любимых мультфильмах. Все это было у него в голове, и для того, чтобы
воображать, не требовалось ни телевизора, ни разрешения родителей, только
закрывай глаза – и все готово.
Никто из школьных приятелей не верил Феде, когда тот
говорил, что ему нравится стоять в углу и что любимое его занятие – это
воображать и придумывать разные приключения. Все улыбались и думали, что это
шутка. А один даже стал уверять, что воображать и выдумывать – это ерунда и
совсем не интересно, и что гораздо интереснее смотреть по телевизору готовое и
придуманное другими.
Хотел было Федя что-то сказать в ответ, но передумал.
– Бесполезно говорить, все равно он ничего не поймет,
– подумал он. – Если воображение слабое и тусклое, словно испорченный моргающий
телевизор, то тогда уж точно будет интереснее смотреть настоящий телевизор.
[?] – Помогает ли вам воображение в трудные минуты
или когда плохое настроение?
– Почему Федя больше любил воображать и смотреть свои
мультфильмы, а его приятель больше любил смотреть телевизор, чем воображать?
(Разная сила и качество воображения)
– Как вы считаете, может ли сильное, богатое и яркое
воображение быть самым увлекательным занятием?
– Что интереснее, выдумывать и воображать самому или
смотреть на то, что выдумали другие?
Удивительное дерево
С раннего утра все звери, живущие в джунглях, спешили
к большому раскидистому дереву. Они второпях забирались на него и занимали на
ветках все свободные места.
Слоны, носороги и бегемоты обычно усаживались на нижних
самых толстых ветках, а на верхние карабкались те звери, что были полегче. К
восходу солнца все дерево до самой макушки было сплошь покрыто животными. Они
сидели на ветках так тесно прижавшись друг к другу, что листьев было почти не
видно. Хищные львы усаживались между антилопами и зебрами, пеликаны могли запросто
облокотиться на крокодилов, а маленькие птицы находили место на чьих-нибудь
рогах. Удивительно было то, что никто никого не трогал и не пытался съесть, а
все тихо и мирно ждали восхода солнца.
Как только первые лучи солнца касались верхушки
дерева, у всех сидящих на нем зверей и птиц пробуждалось сильное воображение.
Фантазии в их головах становились такими яркими, красивыми и разнообразными,
что их нельзя было отличить от настоящей правды. В мире воображения можно было
делать все что угодно, лишь бы дела были добрые и безвредные. Но если кто-то
вдруг начинал выдумывать нехорошее, некрасивое или зловредное, то его
воображение сразу же теряло силу и яркость, а голова начинала сильно болеть
до самого вечера.
Но одним утром слону взбрело в голову залезть на
дерево повыше. Он почему-то решил, что наверху воображение сильнее и лучше, а
фантазии смешнее, и стал медленно взбираться по веткам. Ветки под слоном
трещали, его просили остановиться, а он все лез и лез. И вдруг неожиданно подул
ветер. Дерево с тяжеленным слоном наклонилось, затрещало, и верхняя его часть
надломилась. Вслед за этим и воображение у зверей испортилось. Оно стало
каким-то исковерканным. Теперь, сидя на дереве, хорошо придумывались лишь
всякие гадости, вредности и злые шутки, а ни о чем хорошем пофантазировать не
удавалось.
На слона обиделся весь лес. С ним не разговаривали, а
он из–за этого сильно переживал и не знал, как загладить свою вину. И тогда он
решил залезть на дерево и придерживать сломанную верхушку своим хоботом. Когда
он это предложил животным, они обрадовались и побежали к дереву. Слон залез до
середины, выпрямил хоботом сломанную верхушку, а все, как и раньше, дружно
расселись по веткам и закрыли глаза. Но фантазии у всех стали очень странными.
В них все было чуточку похоже на слонов. У кого-то были слишком вытянутые
носы, у кого-то слишком большие уши, как у слона. Вместо деревьев там и сям из
земли росли хоботы, по небу летали белые слоновьи бивни, а в каждой фантазии
обязательно присутствовал слон. Чаще всего он висел в воздухе и держал в хоботе
верхушку дерева. Всем очень быстро надоели такие слоновьи фантазии, и дерево
вновь опустело.
Плохо было жить без красивого и доброго воображения,
стало совсем скучно и неинтересно. Звери разучились улыбаться, принялись
рычать и гоняться друг за другом. А джунгли стали такими дикими,
неприветливыми и опасными, что в них было лучше не заходить, а по возможности
обходить стороной.
Но слон все же сделал доброе дело. Он посадил
сломанную верхушку в землю. Она вскоре прижилась на новом месте и пустила
корни. Еще долго ждать, когда вырастет новое большое и раскидистое дерево, а
на растущем деревце пока часто сидят и мечтают детеныши разных зверей. Поэтому
в джунглях лишь они остались добрыми, игривыми, забавными и ни с кем не
враждуют, ведь по-доброму воображать может лишь тот, у кого доброе сердце.
[?] – Вам понравился слон, сломавший дерево?
– Могут ли у доброго человека быть некрасивые
фантазии?
– Как вы считаете, способны ли добрые и красивые мечты
сделать человека лучше? |