Взрослым: хотелось бы немного прояснить вопрос о
"низшем" и "высшем" качестве воли. Можно легко заметить,
что человек, двигающий горы во имя личного, часто при всем желании оказывается
не готов к длительному и бескорыстному труду на общее благо, хотя и хорошо
видит его привлекательность и величие.
Это происходит в силу того, что, аппарат воли, без
определенных развитых центров, не готов подчиняться и слаженно работать под
началом духовного естества. К этому следует прибавить влияние низшей природы,
вскармливаемой и укрепляемой долгие годы, которая дезорганизует работу
"духовных центров". Бесславный конец многих возвышенных желаний и
побуждений берет начало в детстве, когда взрослые, являя собой пример или
рекламируя жизнь во имя личных эгоистичных интересов, сами того не желая,
направляют ребенка на развитие низшего естества. Так с детства возникает
серьезная диспропорция между волей "низшей" и "высшей" Чтобы
благие и прекрасные начинания не повисали в воздухе, а претворялись в опыт,
питающий сознание, нужно всячески стимулировать возвышенные желания и в этом
направлении закалять волю.
° Какие желания, такая и воля.
Воля послушно служит желаниям человека Хорошей или
плохой ее делает человек.
á Одну и ту же силу рук можно использовать, чтобы
обидеть другого человека или, наоборот, помочь ему и защитить.
° Воля, служащая личному благу, и воля, служащая общему
благу...
° Необходимо упражнять волю в добрых делах, тогда
доброе начало в человеке становится сильнее...
° Как останавливать плохую волю и не давать ей
действовать..
Чтобы не наделать с помощью воли плохих дел, нужно
специально ослаблять плохие и безобразные желания и не давать им расти.
Вначале надо учиться уменьшать свой интерес ко всему плохому (не отвечать на
плохое всем сердцем), для того чтобы плохие желания не успели напитаться силой
сердца (собранная и слаженная реакция всего естества, откликающегося на
безобразие). Если же плохое некрасивое желание все же возникло, нужно поскорее
выбросить его из головы, постараться о нем забыть. Если забыть его не удается,
то нужно не дать ему расти: стараться его не продумывать (или думать об
обратном, о том, что может разрушить желание), чтобы оно не обрастало и не
увеличивалось мыслями.
Как Жираф сам себя наказал
Вы и представить себе не можете, как много и усердно
мог трудиться Жираф для самого себя. Для получения удовольствия он мог часами,
не переставая, вытягивать шею и срывать верхние веточки с деревьев с самой
сочной и чистой листвой. Что из этого вышло, вы все, конечно же, знаете. У
него вытянулась длинная шея, которой Жираф очень любил похвастаться. Гордо
выставляя ее всем напоказ, Жираф всюду ходил важно, с высоко поднятой головой
и смотрел на всех сверху вниз. Он был уверен в том, что с такой шеей нигде не
пропадет и всегда сможет достать еду там, где другим будет не под силу.
Если говорить честно, то Жираф имел сильную волю и был
трудолюбив. Но умел работать он помногу и без отдыха лишь тогда, когда знал,
что за свой труд получит выгоду и вознаграждение.
Но просто так, от чистого сердца, Жираф работать не
хотел и не мог. Как только Жираф слышал просьбу или предложение сделать доброе
дело бесплатно, желание работать у него сразу же пропадало, воля куда-то
улетучивалась, и трудолюбивый Жираф вдруг оказывался лентяем. Даже просто
помочь наклонить веточку какому-нибудь голодному зверьку ему казалось трудным
делом. А когда один раз Еж попросил жирафа сорвать высоко растущее яблоко, он
услышал грубый ответ:
– У тебя у самого шея есть, вот и тяни ее, как я. А не
можешь, тогда собирай гнилые яблоки прямо с земли или ешь пыльную траву.
В общем, Жираф мало кому нравился. Да и как может
нравиться тот, кто умеет работать лишь для самого себя, а для других пальцем
боится пошевелить. Но Жирафа это отношение к нему зверей не интересовало.
Желая жить еще лучше и ища себе самых вкусных листьев, он продолжал трудиться
изо всех сил и благодаря своей развитой воле мог подолгу, не уставая, тянуть
свою шею.
И вдруг однажды в вытянутой шее Жирафа что-то
хрустнуло, она, согнувшись, оказалась на земле. Никак Жирафу не удавалось
поднять голову с земли и распрямить свою слишком длинную шею. После этого
несчастья он мог ходить только задом наперед и есть одну лишь пыльную траву,
потому что его шея и голова волочилась за ним по земле, словно толстый хвост.
– Кто же это так наказал Жирафа, кто свернул ему шею?
– думали и гадали все вокруг. А кто-то даже тихонько злорадствовал и про себя
думал:
– Так ему и надо.
Так бы и жил Жираф, влача за собой свою голову, если
бы не один случай. Однажды разбушевалась гроза. Невиданной силы ливень
обрушился с неба, и вскоре повсюду на земле появились широкие потоки грязной
дождевой воды. Вода все прибывала и прибывала, а ливень все не переставал.
Звери, почуяв беду, стали спасаться. Ища возвышенных сухих мест, они все
разбежались кто куда. И только один Жираф совсем не знал, куда ему идти, потому
что не мог поднять голову из травы. Задом наперед он метался в разные стороны,
но куда бы он ни пошел, кругом оказывалась вода, которая постепенно стала
затоплять всю землю. Вскоре рот Жирафа оказался в воде, дышать носом ему было
все труднее и труднее, он стал захлебываться. Кругом не было никого, кто мог бы
ему помочь.
– Так мне и надо, – с горечью думал Жираф, – Я сам
виноват, что мне не помогли. Я тоже не помогал и всегда старался работать
лишь для себя самого...
И вдруг под своей шеей Жираф почувствовал что–то
колючее, Это был Ежик. Он изо всех сил старался приподнять голову Жирафа над
водой, пытался спасти его, но у него ничего не получалось. И тут совсем
нечаянно Еж уколол Жирафа своими иголками. Тот вскрикнул от боли, дернул шеей,
и в ней опять что–то хрустнуло. После этого Жираф с легкостью поднял свою
голову и от радости даже подпрыгнул. Теперь он, как и раньше, мог запросто
двигать и тянуть свою шею. Внизу под собой он увидел Ежика, который, стоя
наполовину в грязной воде, тоже прыгал и радовался вместе с ним.
Неожиданно что-то потеплело в груди у Жирафа, что-то
проснулось в его сердце. Несмотря на то, что Ежик был очень колючий он посадил
его к себе на шею, и они вместе отправились искать безопасное место.
После того несчастного случая и пережитой опасности
Жираф стал совсем другим. Теперь во время сильных дождей он не прячется, как
все остальные, а ходит по воде и помогает всем, кто попал в беду. Словно кран,
Жираф достает из воды тонущих зверьков и ловко подсаживает их высоко на
деревья. А не бояться трудностей, храбро переносить дождь, ветер и страшные
грозы ему помогает его сильная воля, которая изменилась и стала доброй и
красивой.
– Как невероятно быстро он изменился и стал добрым, –
удивлялись звери, – неужели с Жирафом произошло какое-то чудо?
Но Жираф знал, что никакого чуда не произошло. Просто,
оказавшись в беде, он многому научился и понял красоту добра. А еще ему очень
понравилось помогать другим. Спасая других, он получал огромное
удовлетворение, особую радость и чувствовал себя по-настоящему счастливым.
[?] – Кто наказал Жирафа, из-за чего он свернул шею?
(Он сам из-за своего эгоизма и низшей сильной воли, которая служила его низким,
эгоистичным желаниям).
– Благодаря чему Жираф так быстро изменился? (В беде,
лишениях и испытаниях учатся лучше и быстрее, чем в радости, достатке и
спокойствии)
– Что помогало Жирафу работать во время грозы и дождя?
(Его сильная воля, которая служила добрым возвышенным желаниям)
– Что делает волю доброй или злой, низкой или
возвышенной'' (Желания).
– Какие качества вы заметили у Жирафа в начале сказки?
(Жадность, высокомерие, самоуверенность, хвастовство, грубость, безжалостность,
корысть, эгоизм и эгоистичное трудолюбие).
– Какие качества вы заметили у Жирафа в конце сказки?
(Самоотверженность, смелость, стойкость, бескорыстие, чувство ответственности
за жизнь других).
– Похоже на правду то, что, помогая попавшим в беду,
Жираф получал больше удовлетворения, радости и счастья, чем когда работал лишь
для самого себя?
– Почему люди чаще работают для себя и за вознаграждение?
(Низшую радость легче получить, чем высшую, спуск легче подъема, и люди часто
ищут легкого). [По сравнению с радостью высшего естества радость низшего
естества иного качества, скоротечна, быстро пресыщает и обязательно сменяется
равными по силе спадом настроения и подавленностью]. |