По результатам социологических исследований
термин "экология" - один из самых
распространенных и часто употребляемых на
планете. И это не случайно. Существующие в
настоящее время нормы взаимодействия с природой
неизбежно ведут к экологической катастрофе, к
угрозе всем формам жизни на Земле.
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе
(нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и
представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и
прочувствовать красоту природы, восхититься ею,
желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности
по уходу за растениями и животными, по охране и
защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует
рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать
гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого
проявления жизни, стремление защитить и сберечь
природу и т.д.
Объект данного исследования: процесс
экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: воспитание
познавательных процессов будущих
первоклассников в процессе экологического
воспитания малышей.
Цель: выявить эффективность применения
комплекса целенаправленной работы по
формированию системы знаний об экологическом
воспитании старших дошкольников на развитие
познавательных процессов будущих
первоклассников.
Адресная направленность: практикам
дошкольного воспитания.
Эколого-педагогическая работа с детьми в
течение учебного года дает отчетливые
результаты в каждой возрастной группе.
Осуществляется она при использовании
парциальной программы "Юный эколог: Программа
экологического воспитания дошкольников" С.Н.
Николаевой. Специально проведенная диагностика
позволяет более объективно, более обстоятельно и
точно зафиксировать сдвиги в экологической
воспитанности каждого ребенка.
Мы считаем, что основными категориями являются
две - "экологические знания" и "отношение", при
этом ведущей и более широкой является вторая.
"Отношение" аккумулирует в себе знания и эмоции
одновременно, содержит интеллектуальный и
чувственный компоненты. В дошкольном возрасте
знания важны не столько сами по себе, сколько как
средство формирования отношения. Диагностика
должна быть направлена на выявление у детей и
того, и другого компонента. Не следует выявлять
только одни знания, так как они не всегда
обусловливают поведение человека, нередко
вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок
обладает определенными знаниями, может их
сформулировать, а ведет себя иначе, не в
соответствии с ними.
Диагностику знаний осуществляем на примере тех
объектов и явлений природы, которые окружают
детей и хорошо им знакомы, с которыми они
находились в длительном контакте, с которыми
неоднократно в течение учебного года
организовывались разные виды деятельностей.
Диагностика экологических знаний детей
старшей группы
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5
домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в
тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь,
заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь
(картинки). Какую пользу приносит пчела, божья
коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники
на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей
группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для
комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6
видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто
поливать, какие редко. Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме?
Зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. Д/и "Что где растёт?" Предложить детям
"посадить" растения (классификация: растения
цветника, луга, поля)
18. Д/и "Каждому свой домик" (классификация
животных: насекомые; рыбы; птицы - дикие,
домашние; звери - дикие, домашние)
19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки,
относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
- 1 балл - если нет ответа или ребёнок
затрудняется ответить на вопрос, путается;
- 2 балла - у ребёнка имеется определённый объём
знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;
- 3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно,
может сформулировать выводы.
Подсчёт результатов:
- 19-26 баллов - низкий уровень;
- 27-42 - средний уровень;
- 43-57 - высокий уровень. [1]
|