Педагог. Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно
было лишить русскую армию горючего для танков и самолетов и продуктов для
армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата
Кубань. Фашисты стремились выйти к Волге и захватить Кавказ и Кубань. Им очень
хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали
штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоград. Немецкие войска
бомбили город с самолетов, расстреливали танками и пушками. Они почти
полностью разрушили город, но никак не могли его захватить. Фашисты направляли
в Сталинград все больше и больше солдат и военной техники. Бои шли уже на
улицах Сталинграда. У немецких танков была хорошая защита: броня, пушки и
пулеметы, а у русских солдат — только гранаты, бутылки с горючей смесью и их
отвага, стойкость, мужество. Посмотрите на эту картину.
Дети рассматривают картину.
Педагог. Какую немецкую технику вы видите?
Дети отвечают.
Педагог. Кто смог остановить эти танки?
Дети высказывают предположения.
Педагог. Какое оружие вы видите в руках у защитников
Сталинграда? А у фашистов?
Дети отвечают.
Педагог. Но наши солдаты не отступали. Ценой своей
жизни они останавливали атаки фашистских танков. Смертельно раненые солдаты
падали на белый снег, который становился красным и горячим от их крови.
Послушайте, как описал битву под Сталинградом поэт.
Горячий снег
Клубились яростно метели
По сталинградской, по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.
И падал в битве человек.
В горячий снег, в кровавый снег.
Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
И жег, и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал.
И за чертой — последней, страшной —
Случалось, танк и человек
Встречались в схватке рукопашной,
И превращался в пепел снег.
Хватал руками человек
Горячий снег, кровавый снег...
М. Львов
Почему поэт назвал Сталинградскую битву смертельной?
Дети высказывают предположения.
Педагог. Как вы думаете, что значит «рукопашная»
схватка между танком и человеком?
Дети отвечают.
Педагог. Какие качества проявили наши воины —
защитники Сталинграда?
Дети отвечают.
Педагог. Все понимали, что в Сталинграде решалась
судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в
войне. Поэтому солдаты ожесточенно бились за каждый метр, за каждый дом, за
каждый этаж. Сражались, не различая национальностей, все вместе — русские,
украинцы, белорусы, молдаване, узбеки, таджики, татары... И так велико было их
упорство и желание победить, что они отстояли город.
Командование наших войск решило, что лучшая защита —
это нападение. Был разработан дерзкий план — окружить фашистов в районе
Сталинграда в огромное кольцо и уничтожить.
И вот все наши войска были подготовлены к наступлению.
Сначала артиллерия обстреляла вражеские позиции. Потом ударили минометы и
знаменитые «катюши», пошли вперед танки. В этой великой битве наши солдаты
творили чудеса героизма. Фашистские войска понесли большие потери. Все
гитлеровцы, что остались в живых после той грандиозной битвы, сдались в плен.
Это 91 тысяча фашистских солдат, 23 гитлеровских генерала, 22 фашистских
дивизии. Немцы потеряли не только огромное количество боевой техники, но и
веру в непобедимость своей армии.
Наша армия продолжала победное наступление... |