1 часть. Разминка (5 минут):
Приветствие участников, объявление темы.
Упражнение «Пожелание на сегодня» на снятие
эмоционального напряжения, позитивный настрой на плодотворное общение: ведущий
предлагает начать работу с того, что все
высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть
короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому
адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в
свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на
сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и
постараться никого не пропустить.
2 часть. Коллоквиум (10 минут):
Задание
«Определим степень сложности»: участники получают карточки со списком основных
направлений работы воспитателя детского сада. В предложенном списке
перечисленным направлениям присваиваются порядковые номера в соответствии со
степенью сложности: самый сложный – (1), чуть менее сложный – (2) и т.д.
Карточки собираются.
Ведущий
зачитывает и анализирует, какое из направлений самое сложное, предлагает
обсудить – почему. Участники высказывают свои суждения. Ведущий подводит итог.
Примерное содержание карточки:
Уважаемый коллега!
Перед Вами список некоторых основных направлений работы современного
педагога детского сада.
Присвойте каждому из них порядковые номера, в
соответствии со степенью сложности: самому сложному - первый номер, чуть менее
сложному – второй и т.д.:
Воспитание
у детей культурно-гигиенических навыков
Проведение
воспитательно-образовательной работы на прогулке
Построение
партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников
Проведение
с детьми специально организованных занятий
Организация
игровой деятельности детей в группе
3 часть. Игра «Ассоциации» (10 минут)
Ведущий
поясняет, что сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с
уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных,
супружеских, родительско-детских отношений.
Кроме того само восприятие и понимание семьи, как
социального института – у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих
факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации».
После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно
ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи
поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.
Игра «Ассоциации»
Ведущий: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня
ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не
искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет
на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди.
Например, я
говорю: Если семья – это постройка, то она… (а вы продолжаете: крепость,
общежитие…): итак, …
- если семья – это постройка, то она - …
(кооперативная квартира, только не дача, шалаш на двоих);
- если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая;
и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая как
зебра; серая и унылая; кроваво-красная);
- если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги
Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у
костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается;
«форте»);
- если семья – это геометрическая фигура, то она … (круг, вектор, треугольник,
зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);
- если семья – это название фильма, то она… («Фантомас
разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»;
«Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);
- если семья – это настроение, то она … (радость,
тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со
слезами на глазах).
Анализ:
- Вы сейчас
приводили ассоциации из своего жизненного опыта, или выбирали принятые в нашем
обществе ассоциации?
- Удалось ли Вам
через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или
противоречия?
- Насколько
важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы
общаться, взаимодействовать с ним?
4 часть.
«Конфликты в работе педагога с семьей и пути выхода из них»
(13 минут).
В начале
воспитателям предлагается выполнить упражнение
«Яблочко и червячок»: Сядьте
поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое,
сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на
веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к
Вам червяк. И говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы Вы ответили червяку?
Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог
– родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях
конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение
здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и
позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке
напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной
жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов
психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку
профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд
таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной
ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная
информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая
культура поведения и др.
Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает
протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение
воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе
стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области
психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников
детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное
поведения даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и
расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике
линию партнерского взаимодействия «на равных».
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас
использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам
партнера и к своим собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только
на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к
своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс -
достижения «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к
интересам другого человека, в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть
интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее
эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и
сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной,
поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице
(раздаточный материал).
Теперь, когда вам
известны способы выхода из конфликтной ситуации давайте проиллюстрируем их
результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Примеры ответов из
практики проведения семинаров:
Конкуренция: «
Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон,
посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: « Ну,
хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая
видно уж у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри,
на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Раздаточный
материал. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТОВ
Стиль
|
Сущность
стратегии
|
Условия
эффективного применения
|
Недостатки
|
Соревнование
|
Стремление добиться своего в ущерб другому
|
Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость
срочного решения
|
При поражении неудовлетворенность.
При победе – чувство вины. Непопулярность. Испорченные отношения
|
Уклонение
|
Уход от ответственности за решения
|
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание
выиграть время
|
Переход конфликта в скрытую форму
|
Приспособление
|
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов
|
Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир.
Правда на другой стороне. Отсутствие власти
|
Вы уступили, решение откладывается
|
Компромисс
|
Поиск решений за счет взаимных уступок
|
Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени.
Другие стили не эффективны
|
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не
устранены
|
Сотрудничество
|
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников
|
Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки
зрения другого. Желание сохранить отношения
|
Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха
|
|