Цель:
- Учить использовать в речи сложноподчиненные
предложения, ориентироваться на окончание слов
при согласовании существительных и
прилагательных в роде;
- активизировать словарный запас, упражнять в
подборе определений;
- развивать связную речь, внимание;
- упражнять в прямом счете, сравнении групп
предметов;
- уточнять представления детей о характерных
признаках весны: увеличение светового дня,
таяние снега, набухание почек, появление цветов,
возвращение перелетных птиц;
- закреплять знания о перелетных и зимующих
птицах;
- воспитывать коммуникативные навыки,
наблюдательность, интерес, любовь к природе,
эмоциональное восприятие;
- закреплять навыки работы с гуашью;
- развивать творческое мышление и воображение
при придумывании сюжета для рисования;
- закреплять умение слушать музыку и понимать
характер музыкального произведения.
Предварительная работа:
1) наблюдение примет наступающей весны в
природе;
2) дидактические игры "Телефон”, "Запомни,
назови” на закрепление названий ранних весенних
цветов;
3) игры и упражнения "Улетают – не улетают”,
"Кто, где и как зимует” (различие зимующих и
перелетных птиц).
Словарная работа: закрепить термины – фон,
теплые и холодные цвета.
Материал: фонограмма П.И.Чайковского из
цикла "Времена года” "Подснежник” (апрель);
фонограмма пения птиц; карточки с изображением
цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка,
весенняя проталинка); "следы” весны;
тонированный рулон обоев для рисования; гуашь;
"печатки”; кисти; мокрые тряпочки.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает
воспитатель.
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами!
Мне очень нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то
след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил?
Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
- Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте
присядем на весеннюю полянку.
Дети садятся вокруг "полянки”. Звучит
фонограмма: пение птиц.
- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.
- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)
- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)
- Что за чудеса происходят весной, когда
пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи,
прилетают птицы, расцветают цветы)
- Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)
- Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше
всех весну встречает? (подснежник)
- Какие еще весенние цветы вы знаете?
Проводится дидактическая игра "Весенние
цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации,
дети называют. Цветы - карточки выкладываются на
"поляну”.
Как называется этот цветок?
- Подсчитайте, сколько весенних цветов на
поляне?
- Сколько на проталинке подснежников?
- Подснежников много, потому что они самые
первые, ранние, весенние цветы.
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают?
(Зимующие)
Физминутка. Подвижная игра "Зимующие и
перелетные”.
- Давайте поиграем, становитесь в круг. Если я
назову перелетную птицу –"летите” и "машите
крыльями”. Если назову зимующих птиц –
приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: "Друг за другом мы идем, дружно,
весело поем. Надо думать, не зевать, только верно
показать”.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на
стулья.
- Собрались все птицы на полянке и не разобрать
– где перелетные, где зимующие. Давайте их
разделим. На одну полянку нужно поместить
перелетных птиц, на другую – зимующих.
Стоят два мольберта. На одном эмблема –
снежинка, на другом – весенняя проталинка.
Задание выполняют 2-4 ребенка.
Пока дети выполняют задание, предлагаю
вспомнить и рассказать весенние приметы,
пословицы и поговорки.
Дети:
- Март февралю – бокогрею меньший брат.
- В марте сзади и спереди зима.
- Март и снегом сеет и солнцем греет.
- В марте курица из лужи напьется.
- В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
- Молодцы! А теперь посмотрим, как справились с
заданием дети (проверить задание на мольбертах).
- Сколько зимующих птиц?
- Сколько перелетных?
- Каких птиц больше?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало
столько, сколько зимующих? (Ответы детей)
Дети сидят на стульчиках. Появляется
воспитатель по рисованию, в руках у нее "след”
весны.
- Здравствуйте, ребята! Кто-то так тихо прошел,
остались только следы. Вы не знаете, чьи они?
(Весны)
- Да! Весна – время удивительных перемен:
природа пробуждается, все вокруг становится
светлым, чистым, прозрачным. Появляются
насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие
насекомые? Выходите на полянку.
Физкультурная минутка "Пчела”.
Прилетела к нам вчера полосата пчела.
А за нею шмель – шмелек.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. |
Машут ладошками. На каждое название
насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками. Роняют ладони на стол. |
- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами нарисуем
картину о весне. А помогут нам в этом краски, в
которых спрятаны и солнышко, и ручеек, и голубое
небо… Мы должны их освободить. Кого можно
освободить из коричневой краски? (Воробья,
муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д..
Пофантазируем, добавим чуточку любви – и сказка
оживет.
Пол застелен газетами. Поверх их лежит
тонированный рулон обоев для рисования.
Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны
"печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые
тряпочки.
Дети приступают к рисованию картины. Работают
все вместе над одной картиной (10-12 мин.).
- Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети
перечисляют)
Звучит фрагмент музыкального произведения
П.И.Чайковского из цикла "Времена года” –
"Подснежник” (апрель).
- Ребята, вы узнали это музыкальное
произведение?
- Какая музыка по характеру?
- Как музыка рассказывает о природе?
Тихонько в зал входит Весна. Читает
стихотворение.
Я, Весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Набухайте на веточках почки,
Распускайтесь неслышно листочки.
Снег, побыстрей в ручейки превращайся,
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
- Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали,
старались. Ребята, приглашайте гостью на
выставку и расскажите о своей картине.
Весна хвалит детей и приглашает в хоровод
народной закличкой "Матушка – Весна”.
Идет Матушка – Весна,
Открывайте ворота,
Первый март пришел –
Всех детей привел,
А за ним и апрель –
Отвори окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй.
Дети уходят в группу. |