Продолжительность: 1 неделя
Тип проекта: групповой
познавательно – творческий
Участники проекта: дети
педагоги
родители
Возраст детей: 5 – 6 лет
Основные образовательные области:
* Социализация
* Коммуникация
* Художественное творчество
* Познание
* Чтение художественной литературы
* Труд
* Безопасность
Актуальность темы: недостаточные знания детей о
многообразии рукотворного мира, мира продуктов творческой деятельности
человека.
В результате бесед с детьми, устного анкетирования было
выяснено, что воспитанники плохо представляют себе, как изменялся один и тот же
предмет в зависимости от потребностей в нём людей. Анализируя ответы и видя у
ребят живой интерес к прошлому вещей, у нас, воспитателей, возникла идея
создания проекта « Что было до…». Учитывая возраст детей, 5- 6 лет, мы решили
ограничиться темой «Бытовые приборы».
Цель:
> С помощью проектной деятельности активизировать
познавательную деятельность детей;
> Создавать условия, позволяющие каждому ребенку
реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к
предметному миру как продукту творческой деятельности взрослого человека.
Задачи:
1. Обогатить опыт детей знаниями и сведениями об
окружающих предметах.
2. Научить понимать назначение и функции бытовой техники;
закреплять умение определять особенности каждого предмета, его признаки;
устанавливать причинно – следственные связи между назначением и строением и
понимать, что человек создал бытовые приборы для облегчения своего труда, для
удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.
3. Способствовать раскрытию ретроспективного и
перспективного взгляда на предметное окружение (бытовые приборы, которые нас
окружают)
Предполагаемый результат:
1. Уметь рассказать о прошлом и настоящем каждого
предмета быта, правильно понимать их назначение.
2. Уметь для своих рассказов отбирать интересное
содержание.
3. Быть способным ориентироваться в многообразии
рукотворного мира.
Образовательные области.
1. Социализация.
* Рассматривание предметных картинок по теме.
* Сюжетно – ролевые игры «Прачечная», «Магазин бытовой
техники».
* Игровые ситуации:
-«Мы – мамины помощники»
-«Вызываем мастера по ремонту бытовой техники»
-«У нас сломался утюг, пылесос, стиральная машина,
холодильник и т.д.»
-«Покупка бытовой техники, приобретенная за последнее
время вашей семьёй»
-«Я разговариваю с продавцом»
-«Я разговариваю с покупателем»
* Экскурсия в магазин бытовой техники (с родителями).
* Экскурсия в прачечную детского сада
* Д /и «Собери картинку»
«Подбери пару»
«Что лишнее»
* Беседы «Как вести себя в магазине»
«Зачем нужна реклама на товары»
* Рассказ воспитателя « Волшебный шкаф»
«Кухонные Золушки»
2. Коммуникация.
Чтение и отгадывание загадок по теме:
* Творческое рассказывание детей на тему : «Что было бы,
если бы не было холодильника, утюга и т.д.»
* Речевая игра «Подбери словечко» (прилагательные и
глаголы)
3.Познание.
Конструирование (из ЛЕГО – конструктора): стиральная
машина, плита, утюг и т.д…
4.Чтение художественной литературы:
1)Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»
Г.П. Шалаева «Продавец», «Кассир»
В. Шипунова «Игрушечный холодильник»
«Прозрачный пылесос»
2)Художественное слово А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Происхождение вещей под реакцией Е. В. Смирницкой.
Чтение научно – познавательной литературы: «Техника»
5.Художественное творчество.
Ручной труд: «Изготовление холодильника, стиральной
машины из коробок из – под обуви»
Лепка «Пылесос»
Рисование «Составление узора на плоскости –силуэтах,
вырезанных из бумаги в виде чайников, самоваров и т.д.»
6.Труд.
* Стирка кукольной одежды
* Помощь младшему воспитателю в уборке пыли с ковров
пылесосом.
7.Безопасность.
* Беседы «Безопасность в доме» (электрические приборы,
газовая плита)
«Что делать при пожаре в квартире»
* Моделирование проблемных ситуаций
-«Если чайник залил газовую плиту»
-«Если мама оставила включенным утюг»
Работа с родителями:
1. Рекомендации для родителей «Как приучать детей к труду
дома»
2. Изготовить подборку речевого материала по теме
(загадки, стихи)
3. Подборка наглядного материала, помощь в изготовлении д
/и по теме.
4. Создание рекламных роликов о предметах бытовой
техники.
Рекомендуемые материалы к проекту:
Путешествие в прошлое плиты.
Цель: познакомить детей с историей создания плиты;
научить выделять форму, части, размер предмета и определять материал (дерево,
камень, кирпич, металл); научить называть признаки (гладкий, твёрдый) и
устанавливать причинно – следственные связи между назначением (нагревать,
варить) и строением (конфорка, духовка, вертел).
Материалы: предметные картинки с изображениями печки и
плиты; макеты; бумага, карандаши.
Сегодня мы будем путешествовать во времени. Полетим на
ковре – самолете. Закрывайте глаза.
Незнайка (вбегая). Стойте, куда вы без меня
отправляетесь? Я тоже с вами полечу!
-Дети, возьмём Незнайку с собой? (Да!) Закрывайте глаза.
Считаем 10, 9, 8…2, 1, 0. Пуск!
Под музыку «летят».
-Вот мы с вами прилетели в далекое прошлое. Здесь живут
древние люди, и живут они в пещерах.
Незнайка. Что – то я проголодался со страху.
-Ой, ребята, что – то мы с вами об этом не подумали. Что
же будем есть? Чем здесь питаются люди? Как вы думаете? (Травой, убивают
животных и едят их мясо).
Незнайка. Фу, сырое мясо? (Нет, они жарят его на костре).
Но это так долго. А вдруг мясо сгорит?
-Тебе, Незнайка, не угодишь. Что ты предлагаешь?
Незнайка. Давайте полетим туда, где можно быстро
приготовить еду.
-Давайте попробуем. Садитесь на ковер – самолет,
закрывайте глаза, считайте… и полетели.
Незнайка. Куда это мы попали? (В деревню). Уж здесь нас
накормят. А на чём готовят? На плите?
-Какой ты шустрый! Плита появилась недавно, а в это
время, в которое мы попали, на чем готовили? Как вы думаете? (На печке).
Незнайка. А как? (Внутри печки разжигали дрова, печка
нагревалась, и в ней готовили еду.) Что – то мне стало жарко, как я представил
горячую печку. Неужели она удобная? ( Не совсем. Для печки нужны дрова , она
может засориться, и тогда в доме будет дым.)Много места занимает в доме. Нет,
полетели дальше, может, люди ещё что то изобрели?
-Закрывайте глаза, считайте … и полетели.
Незнайка. Опять в какой – то дом попали? А это что?
(Показывает на керосинку).
-Это керосинка. На ней люди стали готовить еду позже, чем
в печке. Чем она удобнее? (Она меньше м для неё не надо дров). Кто догадался,
как она работает? (Внутрь наливают керосин. Разжигают, как керосиновую лампу, и
на подставку ставят кастрюлю.) Незнайка. Нравится тебе такая керосинка?
Незнайка. Нравится, но только от неё плохо пахнет, но
можно задохнуться. А вы, ребята, как думаете? (Нужно много керосина. На
маленьком огне еда будет долго вариться).
-Ну, тогда полетели дальше…А это уже современные бытовые
приборы. Что это? (Это газовая плита, у нас дома была такая, а теперь другая).
-Вот, Незнайка, какие люди умные, всё лучше и лучше
придумывают. А ведь газовые плиты тоже были другими. Газ находился в отдельном
баллоне, по шлангам подавался к плите, и тогда конфорки горели. А теперь газ
идет по специальным газовым трубам. Не нужны никакие баллоны.
Незнайка. На такой плите можно и суп сварить, и картошку
пожарить? (А ещё можно в духовке пироги печь.) Где – где? (В духовке. Там тоже
зажигают газ и, когда духовка разогреется, пекут в ней пироги). Ну а если нет
газа в доме, например в деревне?
-Для этого человек создал сначала вот такую плиту. Как
она работает? (От тока. Нужно включить в розетку, и она нагреется.)
Незнайка. А что там внутри есть? (Там есть пружина,
которая нагревается, от неё идёт тепло и можно готовить еду).
-Но человека такая плита не устраивала. Почему, как вы
думаете? (На ней нужно долго варить суп, а потом долго кипятить воду для чая).
Незнайка. И пироги нельзя печь, а я их так люблю.
-Поэтому люди создали большую электрическую плиту. В ней
тоже духовка есть. Кто знает более усовершенствованную плиту? (В рекламе
показывают такую. В неё ставят мясо, включают кнопки, а когда вынимают – всё уже
готово.) Такая печь называется микроволновой, она работает по программе.
Загадки.
Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический …
(Утюг.)
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
Как загудит его мотор –
Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос.)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита.)
В доме есть у нас помощница,
Она все сделает сама,
Ты только положи в неё
Белье и лишь немного порошка.
(Стиральная машина.)
На свете нет её сильнее,
На свете нет её буйнее,
В руках её не удержать,
И на коне не обогнать.
(Стиральная машина.)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос.)
|