Цели и задачи:
Развивающие: развитие произвольного слухового внимания,
наблюдательности, развитие воображения путем «погружения» в выдуманную
ситуацию, развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации, позволяющей
посмотреть на проблемную ситуацию, исходя из интересов партнера.
Воспитательные: формирование эмоционально положительного
климата в группе детей, формирование умений решать задание в парах, высказывать
свое мнение и выслушивать мнение другого, оказывать помощь сверстнику в
затруднительных ситуациях, формирование умений признавать свои ошибки,
формирование представлений о конструктивных способах реагирования на ситуации,
связанные с детскими «дразнилками и обзывалками», воспитание культуры поведения
в ситуациях «морального выбора», связанных с делением «неделимых» предметов.
Образовательные: уточнение представлений о диких животных
и местах их обитания, упражнение в употреблении сравнительных оборотов,
упражнение в осуществлении счетных операций и составлении примеров (в пределах
10).
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель и психолог. Здравствуйте, дети!
Воспитатель. Сядет тот, кто назовет диких животных. А
где могут обитать дикие животные?
2. Беседа о диких животных
Воспитатель. Дикие животные могут обитать в тундре, в
лесу, в степях, в пустынях и других уголках природы. Там они живут на свободе,
но могут жить и в неволе. Например, в цирке и зоопарке. От этого они не
становятся домашними. Почему, как вы думаете?
3. Работа со стихотворным текстом
Воспитатель. Сегодня мы хотим вам рассказать одну
историю, которая случилась в зоопарке.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал
воробей?».
Психолог
— Где обедал
воробей?
— В зоопарке
у зверей.
— Пообедал я
сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Воспитатель. У скольких зверей воробей был в гостях?
Выложите перед собой столько же палочек. Как вы думаете, он побывает у
кого-нибудь еще? Правильно, слушайте.
Психолог
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного...
Воспитатель. Выложите еще столько палочек, сколько зверей
посетил воробей. У кого как получилось?
Спросите у своего соседа, столько же у него или нет.
Сделайте это задание вместе... Итак, какая пара нашла ошибку? В чем она
заключалась?
Молодцы, что увидели ее и вместе исправили! Теперь
можно составить пример. Какая пара справится с этим быстрее?
Молодцы. А другая пара, вот эта, продиктует всем, как
его нужно было записать: 3 + 2 = 5. Слушайте дальше.
Психолог
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель. Добавьте столько же палочек, сколько
зверей облетел воробей. Что получилось?
Вы все попали в «ловушку», потому что не задали мне
один вопрос. Послушайте этот фрагмент стихотворения снова и догадайтесь, какой
вопрос нужно было мне задать. Обязательно посоветуйтесь с соседом: сегодня я
принимаю от вас только «общие» ответы. Если не можете договориться, то
отвечать тоже не будете.
Правильно, вы забыли меня спросить: «Сколько было
кенгуру? » Их было двое. Доложите столько палочек у себя на столах, сколько
нужно, чтобы исправить ошибку. Теперь можно составить пример.
Какая пара справилась с этим быстрее? Молодцы. А
другая пара, вот эта, продиктует всем, как его нужно было записать: 5 + 5 = 10.
4. Физкультурная минутка
Проводится по усмотрению педагогов.
5. Проблемная ситуация
Психолог. Воробей улетел из зоопарка, потому что очень
испугался крокодила. Прилетел он на детскую площадку. Посидел, почирикал —
никто на него не обращает внимания. И он решил подразнить детей — тогда они точно
на него обратят внимание, начнут обижаться, руками махать, разволнуются, станут
за ним гоняться, падать. «Очень смешно будет!» — подумал воробей.
Подсел он к одной девочке, которая играла в песочнице.
— Ты противная, как обезьяна, — прочирикал он. Но девочка ничего не ответила.
Как вы думаете, почему?
Тогда он подлетел к двум мальчишкам, которые возились
с большой грузовой машиной.
— Эй, вы,
неуклюжие медведи! — закричал он им. Но мальчишки были очень заняты — тоже
ничего не
ответили.
Тогда он стал дразнить всех подряд.
Педагог Вывешивает на доске картинки с изображениями
животных. Предлагает детям договорить окончания «обзывалок» воробья.
Воспитатель
— Глупые,
как... .
— Жадные,
как... .
— Голодные,
как... .
— Упрямые,
как... .
— Злые,
как... .
— Хитрые,
как... .
— Коварные,
как... .
Дети дополняют высказывание педагога. Кстати, обычно
этому очень радуются: им же разрешили «пообзываться» прямо на занятии! Где это
видано? Иногда это сделать нужно: нельзя все время притворяться глухим или,
наоборот, постоянно ругать детей из-за того, что они обзываются. Это только
подзадоривает их.
Психолог. Дальше у воробья не хватило фантазии — все
«обзывалки» кончились. Он сильно расстроился, даже поперхнулся от обиды. Но тут
мальчишки поссорились сами — стали обзывать друг друга обидными словами и самое
страшное... даже отвечать друг другу. На площадке поднялся такой шум и гам, что
уже ничего не было слышно. Ребята начали драться. Воробей сначала летал между
детьми и громко чирикал, пока его не задели лопаткой по хвосту. Хвост чуть не
отвалился! Воробей сразу упал на землю, а там его нечаянно чуть не задавили
ногами. Еле-еле спасся.
Как вы думаете, почему так получилось? Как вы считаете,
воробей был доволен или, наоборот, расстроен? Ведь ребята взяли с него пример —
стали дразнить друг друга! Значит, он должен обрадоваться, что получилась его
затея?! Посоветуйтесь с соседом. Отвечать будете вместе.
Дети обсуждают задание и отвечают по парам.
6. Подведение итогов занятия
Воспитатель и психолог. Вы хорошо отвечали,
старались, думали. Дружно отвечали. Нам это так понравилось, что мы решили
сделать вам сюрприз. Откройте конверты — в каждом из них подарок для вас и
вашего соседа.
Дети открывают конверты и находят в них по 1 коробке
карандашей или по 1 значку и т. п. Далее им нужно договориться разделить подарок
так, чтобы не поссориться.
Это занятие концентрирует сразу несколько
воспитательных ситуаций, связанных с проявлением навыков социального и
нравственного поведения, поэтому проходит очень эмоционально. Не надо
расстраиваться, если дети проявили себя не с лучшей стороны. Отметьте тех, кто
справился с ситуацией. По поводу остальных — скажите, что верите в то, что в
следующий раз они исправятся и ими можно будет гордиться. |