Задачи. Создать условия для свободного
экспериментирования с акварельными красками и разными художественными
материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому».
Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое
воображение.
Предварительная работа. Наблюдения за небом на
прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности
наблюдение заката. Рассматривание изображения неба на репродукциях,
художественных открытках, слайдах и пр.
Материалы, инструменты, оборудование.
Белые листы бумаги одного размера для составления
общего альбома рисунков «Весна-красна. Подснежники»; акварельные краски,
ватные тампоны, баночки с водой; цветные карандаши и фломастеры (на выбор);
простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома
«Весна-красна. Подснежники».
Рекомендуемые учебные пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Книжка «Цветные ладошки» или «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан».
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из «Истории про
Мальчика, который хотел стать художником»:
На следующий день Радуга сказала Мальчику: «Ты
научился смотреть на мир, как настоящий художник, - внимательно и с любовью.
Тебе всё интересно. Ты чувствуешь настроение и характер цвета. Ты даже можешь
без кисточки нарисовать всё, что угодно. Но у меня есть ещё один цветовой
секрет. Попробуй отгадать его».
Мальчик заскользил по голубой дуге-дороге и с
удивлением заметил, что цвет ледяной дорожки под его ногами постепенно
изменяется. Сначала он был ярко-голубой. Потом стал переливаться на солнце то
жёлтыми крапинами, то розово-голубыми и сиреневыми искрами. Дальше-дальше...
Дорожка светлела, бледнела... и закончилась белым сугробом.
- Вот теперь я знаю, что такое оттенок, -воскликнул
Мальчик, который хотел стать художником. Это изменение одного и того же цвета.
Вот, например, сейчас голубой остаётся голубым, но немножко меняется -то
становится более светлым, то немножко смешивается с другим цветом...
Мальчик взял белый лист бумаги, смочил его водой.
Потом провёл несколько ярко-синих полос ватным тампоном вверху листа, а ниже
стал рисовать тем же тампоном, постоянно смачивая его водой. Краска постепенно
растворялась, цвет постепенно светлел... бледнел... и на рисунке появилось
настоящее небо.
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с
акварельными красками для получения светлотных оттенков: «Давайте и мы с вами
попробуем рисовать весеннее небо, как это делал Мальчик, который хотел стать
художником».
Дети берут белую бумагу, поворачивают её вертикально
(по высоте), ватными тампонами или губками смачивают чистой водой и затем очень
быстро (пока лист не просох) рисуют весеннее прозрачное небо: окунают тампон
или губку в ярко-голубую краску и проводят по листу слева направо, начиная
сверху и раз за разом смачивая тампон (губку) чистой водой, чтобы на листе
получилась цветовая растяжка -от насыщенно-голубого (вверху) к всё более
светлому - бледно-голубому (внизу).
В конце занятия дети переносят свои картины,
изображающие весеннее небо, на свободный стол, выкладывают вместе в ряд и
рассматривают, какое большое получилось небо и как изменяется его цвет
(светлотный оттенок) от яркого, насыщенного к всё более светлому, прозрачному,
бледному.
Воспитатель сообщает, что на следующих занятиях дети
продолжат создание весенних картин, чтобы поместить их на выставку и порадовать
родителей.
В конце занятия воспитатель читает детям
стихотворение И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает!»:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ясном золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
После занятия. На основе рисунков «Весеннее небо»
дети будут создавать аппликативные изображения первоцветов (см. следующее
занятие по аппликации).
Чтение стихотворений о весне.
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
Отлип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А.Фет)
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
(Ф. Тютчев) |