В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям
о том,
что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои
просьбы следует вежливым тоном.
— Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик
и как
оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было
произнести
это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)
— А вот как повел себя Буратино, когда пришел
на урок
к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)
Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит
вполоборота к
классу). Здравствуйте!
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня
надо?
Мальвина
обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с
тобой
случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал,
но ты
так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать. Буратино.
Вот
еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина.Я заметила,
что ты
часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда
говорю
немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только
некоторые не
понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и
как
плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как
посадка
прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я
один так
разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг
друга
грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя
ведет, а
просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино.
Затем воспитатель предлагает детям ответить на
вопросы:
— Как Буратино оправдывал свое поведение?
(Другие тоже
бывают грубыми.)
— Что придумал Буратино, чтобы исправиться?
(Просто
станем все лучше.)
— Какие принято говорить слова, когда хотят
извиниться
за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на
этот
вопрос можно найти в стихотворении.
Воспитатель читает отрывок стихотворения А.
Шибаева
«Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел
услышать
от Вити:
Встретил Витю я, соседа —
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла!
— Что Витя должен был сказать соседу?
Но — представьте — зря от Вити
Ждал я слова... (извините).
— Витя не извинился? Как мы его назовем?
(Невежливый.)
— А теперь послушайте стихотворение «Я не
плачу» (Г.
Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.
Мама сильно рассердилась,
Без меня пошла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости в последний раз!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
— Почему мальчик плачет? (Он наказан за
шалости. Мама
сердится, она не взяла его в кино.)
— О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не
попросил у
мамы прощения.)
— Надо
всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на
сердце, а
злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят:
«Слово
лечит, слово и ранит». |