Цели:
подвести
детей к пониманию, что одно и то же количество воды устанавливается на разном
уровне в емкостях разного объема;
подводить
детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций, планированию эксперимента;
продолжать
знакомить детей с понятием «условная мерка»;
развивать
умение пользоваться «условной меркой»;
развивать
эмпатию, дружеские взаимоотношения, желание помочь героям.
Материал:
кувшин 1-1,5 л, банки, бутылки разных форм, размеров и объема, мерная банка 0,5
л, тазы с водой, тряпочки.
Предварительная
работа: знакомство с понятием «условная мерка» (в рамках занятий по ФЭМП);
сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Ход
занятия
Воспитатель
просит ребят разрешить спор между двумя мальчиками. «У меня есть два соседа,
два брата, Саша и Миша, им тоже по шесть лет. Бабушка из деревни прислала им
поллитровую баночку (показывает) вишневого компота. Пока Миша бегал на кухню за
чашками, Саша перелил компот из банки в кувшин (1,5 л; показывает). Миша пришел
и рассердился:
Ты
зачем, Саша, выпил компот, ведь была целая банка?
Я
не пил, - ответил Саша».
Вопрос
детям: Куда делся компот?
Дети
выдвигают гипотезы: возможно, Саша немного отпил, а может быть, Мише
показалось, так как кувшин большой, а банка маленькая, вот и кажется, что
компота мало.
Воспитатель.
А как проверить действительно ли компота осталось столько же, сколько прислала
бабушка?
Дети.
Нужно перелить обратно в банку.
Воспитатель.
Верно, надо опять перелить в ту же самую банку, в какой был компот. А как вы
думаете, какой уровень займет это же количество воды (показывает банку 0,5 л) в
этих емкостях?
Детям
на выбор предлагаются разные по объему и форме емкости, но не менее 0,5 л.
Дети.
Нужно налить из этой банки в любую емкость. Надо использовать «условную мерку».
Воспитатель.
Что такое условная мерка? Какую банку мы с вами возьмем за условную мерку?
Дети.
Условная мерка - это емкость, которой договариваются что-то измерять. Она должна
быть одна и та же, иначе не получится ничего. Мы возьмем банку (0,5 л).
Воспитатель.
Сколько условных мерок нам нужно отмерить, чтобы выяснить, какой уровень
займет это количество воды?
Дети.
Одну.
Воспитатель.
Что вам нужно для работы?
Дети.
«Условная мерка», емкость, в которую мы будем наливать воду, воронки, вода,
тряпочки, чтобы вытирать разлившуюся воду.
Дети
готовят себе все, что необходимо для работы. Проводят эксперимент. Сравнивают
уровни воды в разных емкостях.
Воспитатель
индивидуально спрашивает: «Сколько условных мерок ты налил в свою емкость? Что
ты брал за условную мерку?».
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, все мы брали одну «условную мерку», а уровень воды во всех
емкостях разный. У кого самый высокий уровень воды? А у кого самый низкий?
Так
почему же Миша решил, что Саша выпил компот?
Дети.
Потому, что ему показалось, что стало меньше. Ведь графин большой, и кажется,
что в нём компота меньше.
Воспитатель.
А как мог Саша доказать Мише, что компота он не пил и его столько же, сколько
и было?
Дети.
Ему нужно было перелить компот обратно в банку и показать Мише.
Воспитатель.
Спасибо вам, ребята, что помогли разрешить спор и помирили двух братьев.
Дети
по желанию используют гуашь, получают «компот» различного цвета, результаты экспериментирования
записывают в журнал. |