Задачи:
уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с
батарейкой — хранителем электричества — и способом использования лимона в
качестве батарейки.
Материалы:
картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг
нас», карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 6—8 лимонов, 8—10
отрезков по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2—0,5 мм, стальные
скрепки для бумаги, иголка, разрешающие и запрещающие знаки при пользовании
электричеством.
Описание.
Дед
Знай беседует с детьми.
Помните, дети, вы с Почемучкой выясняли, что вызывает
молнию? Что же такое молния? (Это мощный электрический заряд.) Как
вы думаете, могут ли животные вырабатывать электричество? Есть такое животное. Это электрический скат. (Показ
картинки.) Для чего ему электричество? Скат использует электричество, чтобы убить или оглушить
свою добычу. Запаса электроэнергии, накапливающегося в его хвосте, достаточно
для работы двенадцати электрических лампочек.
Откуда человек
получает электричество?
Электричество приходит к нам по толстым проводам —
кабелям с больших электростанций, которые производят его очень много.
Представьте, как бы мы жили, если бы не было электричества? (Вечером темно,
телевизор не работает и т.д.) Без электричества наша жизнь выглядела бы совсем
иначе. Мы уже не представляем свою жизнь без электричества.
Дети рассматривают коллаж «Электричество вокруг нас».
Для чего нам необходимо электричество? Электричество может быть очень опасным.
Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете? (Дети называют известные им правила, используя
запрещающие и разрешающие знаки.)
Дед Знай. Мы с вами
заверили, что в дом электричество поступает по проводам. Но я могу зажечь
карманный фонарик и без проводов. Откуда в нем электричество? (В нем есть батарейки.)
Значит, в батарейках есть электричество? Надо это проверить. Берем батарейку и прикручиваем к ней лампочку от карманного фонарика. Почему загорелась
лампочка? (Батарейки хранят электроэнергию.) Я изобрел необычную батарейку.
Хотите ее увидеть?
• Я беру чистый сухой лимон. Вставляю в лимон скрепку и
прикручиваю к скрепке один проводок. Другой провод я втыкаю в лимон чуть
подальше от скрепки. А чтобы легче было воткнуть провод, проткну в этом месте
лимон иголкой. Теперь два свободных конца провода прикладываю к контактам
лампочки. Что произошло? Почему лампочка загорелась? Теперь попробуйте сами сделать такую же, как у меня, батарейку.
Дети выполняют.
Дед Знай. Молодцы, батарейка у всех заработала.
Примечание.
Если опыт не
получился с одним лимоном то можно взять 6—8лимонов и последовательно их
соединить в цепь. Дети зарисовывают опыт, благодарят деда Зная за интересную
беседу и прощаются с ним.
|