Наглядные пособия:
На центральной стене изображены: "Весна”, "На
рушнике каравай хлеба”, "Осень”.
Ход:
Дети в русских костюмах свободно входят в зал,
рассаживаются
Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские
народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово
вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему
православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Долго длится зимняя пора на Руси, уже
пронеслись веселые праздники Рождества и
Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг
и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода
Весны, а чтобы приблизить радостную пору
весеннего обновления, люди придумали
обряд-закликание птиц и Весны.
Выходите, красны девицы и добры молодцы,
закликать птиц!
/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют
закличку. "Прилети к нам куличок”
закличка, с.14. Русская народная песня для детей.
Составитель Е.И.Яковишина. – СПб:
Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к
истокам русской народной культуры/
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым
веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье!
/рассаживают птиц/
Взрослый хор /"Весна-красна” р. н. песня,
с.15. Русская народная песня для детей.
Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс.
1999. – 40 с.
/Приобщение детей к истокам русской народной
культуры/
Под пение в зал входит "Весна” /ребенок/
Ведущая: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем
пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на
челночке.
Ведущая: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой
травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять,
поля пахать, да сеять.
Ведущая: Заводите хоровод.
Хоровод /"В темном лесе” русская народная
мелодия, /журнал Д/В, 1993г./ /дети ходят по кругу,
закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/
Ведущая: Вот засеяли поля, а будущий урожай
зависит от того, прольет ли дождь во время,
напоит ли землю. Во время бездожия люди
песнями-закличками вызывали его появление.
Давайте и мы споем закличку! /с. 140. журнал Д/В №7-9,
2000г. Подборка "Дождик, дождик пуще!”/
Мочи, мочи дождь, на нашу рожь, Поливай весь
день. Иди, иди дождичек,
На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.
Пробуравь землицу, дай нам водицу.
Ведущая: В дни "пролетья”, когда Весна с Летом
встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба,
натсупает христианский праздник – день Святой
Троицы. В Троицин день девушки украшали
березку лентами, цветами, плели венки, водили
хороводы, кумились.
Взрослый хор /"Троица” р.н. песня, сборник
"Лейся песня”. Выпуск 8. Русская народная песня,
составитель Юрий Зацарный. Изд-во "Сов.
Композитор”. 1989./ /под пение взрослых, девочки
танцуют, украшают березку лентами, все проходят
на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем
краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и
собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий
праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Ведущая: Возьмите в руки венок, да сквозь
веночек поцелуйтесь. Это называется –
покумиться.
Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.
Ведущая: Вот и настал день летнего
солнцеворота. В это время праздновали Купала. По
берегам рек разжигали купальские костры,
считалось, что, перепрыгивая через такой костер,
очищались перед началом жатвы, становились
здоровыми и набирались сил. Давайте
представим, что это купальский костер, попрыгаем
через него.
"Перепрыгивание через костер”:
Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.
Ведущая: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре
пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес
не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы,
ягоды, шишки и примечают:
а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/
рожь.
б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.
в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/
ячменя.
г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.
Молодцы, хорошо знаете приметы.
Ведущая: Грядет ильинская неделя, сенокосная
пора. Дети первые помощники в поле ворошат и
сгребают сено. В огороде созревшие овощи
собирают. Поворотило лето на осень, пора ее
встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит "Осень” - ребенок”/
Ведущая: Здравствуй, Осеница-царица, по злату
мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем,
веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
Дети поют: "Песня о хлебе” музыка
Бодренкова, слова М.Савельева /девочки берут колоски и выстраиваются в три
колоны/
"Танец с колосками”
Песня "Урожайная” русская народная
обрядовая игра.
Хор взрослых "Поклонитесь хлебу русскому”
музыка Иванова, слова Вериго /по окончанию песни,
дети и взрослые делают русский поклон, уходят/
Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как
живали в старину. Благодарствуем за приход и
гляденье. /поклон/ уходит. |