Расставь слова на место(Учимся составлять предложения.)
«Перемешайте» слова из известного стихотворения и
попросите ребенка восстановить их логическую последовательность: мишку,
пол, на, уронили. Медленно произносите каждое слово, проводя на листе
бумаги черту в линейной последовательности. Уронили (черта). Мишку
(черта). На (черта). Какого слова еще недостает? Пол! (Черта).
Графический прием помогает детям представить, что слова в предложении
следуют друг за другом.
Предложи сам(Учимся различать порядок слов в предложении.)
Игра напоминает предыдущую, но вы передаете инициативу
ребенку. Предложите ему по желанию спеть песенку или рассказать
стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова. Затем пропеть или
проговорить их так, как бы они произносились на самом деле.
Сходные слова(Выделяем звук, подбираем сходные звуки.)
Возьмите игрушку-медвежонка. Четко назовите его: Мишка.
Мммиишшка. Попросите ребенка подобрать слово, похожее на это: мышка,
шишка и т. п. Подберите сходные по звучанию слова к слову «зайка» –
лайка, майка и т. д.
Что могло быть на картинке?(Узнаем значение звукового состава слова, обогащаем словарный запас.)
Используйте наглядный материал – картинки с изображением
разных предметов. Покажите ребенку картинку с изображением рака.
Произнесите вместе с ним четко и громко: «Рак».
Затем покажите пустой лист бумаги и попросите назвать,
что могло бы быть на картинке, похожее по звучанию: «Мак». Произнесите
неоднократно слова «рак» и «мак», выделяя начальные звуки: мммак, рррак…
Теперь пусть малыш ответит, чем отличаются эти слова: звуками [м] и [р].
Аналогично проведите упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка. Подчеркните разницу в звуках и-о, и-ы.
Подскажи последнее словечко(Подбираем рифмы.)
Для игры используйте известные стихотворения С. Маршака,
А. Барто, З. Александровой. Пусть ребенок угадает и подскажет вам
последнее слово в строчке.
«Не хотел котенок мыться, убежал он от…(корытца)». «Я
рубашку сшила Мишке, я сошью ему…(штанишки)··. „Голосок твой так хорош –
очень сладко ты… (поешь)". „Я люблю свою лошадку, причешу ей
шерстку…(гладко)" и т. д.
Короткие и длинные словаИгра
заключается в том, что вы поочередно с вашим ребенком перебрасываете
друг другу мяч, произнося короткие и длинные слова. После длинного слова
обязательно должно следовать короткое и наоборот. Слова могут быть
различаться или быть на определенную тему. Это также могут быть имена,
клички для котенка или щенка.
Сказка(Выделяем звук в слове.)
Расскажите малышу сказку, пусть он придумает и дополнит в
ней недостающие названия насекомых и животных. Например: «На лесной
опушке стоял теремок. Двери и ставни у него были закрыты. Собрались
вокруг теремка насекомые и лесные звери и решили посмотреть, что же
внутри теремка. Первым в узенькую щелку в окошке пролезли те насекомые, в
названии которых есть звук [к]. Кто это был? Комар, мотылек. Затем насекомые со звуком [у] (муха, паук, гусеница), со звуком [с] (оса, стрекоза), со звуком [м] (муравей).
Поднатужились они все вместе и открыли дверь в теремок. Зашли в теремок
лесные зверюшки. Сначала забежал зверек со звуком [з] в названии (заяц), потом запрыгнула зверюшка со звуком [б] в названии (белка). И последним пришел в теремок колючий зверек с коротким названием, в котором есть звук [ж] (еж).
Смотрят звери – а в теремке стол накрыт, и самовар кипит. А на столе –
печенье, варенье и всякие сладости. Попили насекомые и звери чай, поели
угощение, сказали теремку: «Большое спасибо!» и по домам разошлись».
Продолжение сказки можете сочинять вместе, вспоминая новые названия животных.
Найди свое имя(Выделяем звуки в слове.)
На прогулке начертите на земле несколько квадратов и
сообщите ребенку, что в квадратах спрятаны имена. В первом – имена,
содержащие звук [к] (Коля, Максим, Оксана). Во втором – имена, содержащие звук [ш] (Маша, Саша, Наташа). В третьем – со звуком [о] (Толя, Вова). В четвертом – со звуком [и] (Ира, Марина, Игорь). Пусть ребенок отгадает имена и подумает, в каком квадрате находится его имя.
Составь рассказ(Выделяем звуки, составляем предложения.)
Предложите ребенку составить рассказ, в котором
большинство слов начиналось бы на какой-либо звук. Например: «Катя
купила килограмм колбасы. Когда к Кате подошла кошка, Катя кинула ей
кусочек колбасы». «Полина пришла после уроков домой. Потом пришел папа и
принес покупки – подарки к празднику. Папа и Полина пошли гулять по
проспекту». Запишите составленный рассказ, пусть ребенок нарисует к нему
иллюстрацию.
Как тебя зовут?(Определяем первый, второй, третий звуки в словах, составляем имена из звуков.)
Для игры понадобятся картинки с изображениями детей –
девочек и мальчиков, а также предметные картинки и карточки с буквами.
Предложите ребенку узнать, как зовут мальчиков и девочек. Объясните, что
для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов,
нарисованных на картинках, выложенных над изображениями детей. Пусть
ребенок назовет предметы в той последовательности, в какой расположены
картинки, выделит заглавные звуки: лошадь, арбуз, рак, астра – Лара.
Картинки для прочтения имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; Маша:
мышь, автобус, шишка, антенна; Рома: рука, осы, мак, автомобиль.
Можно предложить составить имена, ориентируясь на
последние звуки в словах: Шура: камыш, кенгуру, шар, ваза; Лара: стол,
кошка, топор, утка; Маша: дом, сумка, ландыш, вилка; Рома: комар,
колесо, сом, пила.
Подумай не спеша(Проверяем, как ребенок научился слышать и выделять определенные звуки в словах.)
Предложите ребенку вопросы на сообразительность.
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стул» (лошадь, ложка).
Вспомни название птицы, в котором бы был последний звук слова «шар» (ворона, сорока).
Подбери слово, чтобы первый звук слова был [к], а последний – [ш] (камыш, карандаш).
Какое получится слово, если к но прибавить один звук? (Нож, нос.)
Составь предложение, в котором все слова начинаются со звука [м] (мама моет Машу мочалкой). Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук – [у] (булка, сумка, лук, Буратино).
Нарисуй домикПредложите малышу нарисовать домик. Рисуйте домик поэтапно: сначала части дома, названия которых содержат звук [с] – стены. Затем содержащие звук [р] – крыша, труба, чердак, дверь, крыльцо. Далее рисуем части, в названии которых есть звук [о], – пол,
порог. В какой цвет вы покрасите домик? Какие звуки входят в название
этого цвета? Пусть ребенок четко проговаривает слова и называет нужные
звуки. |