Дидактическая игра — одно из средств
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Игра для детей - учёба, труд, способ
познания окружающего, форма воспитания.
"Программа воспитания в детском саду”
предъявляет к дидактическим играм большие
требования. В ней говорится: "С помощью
дидактических игр воспитатель осуществляет
сенсорное воспитание детей, развивает
познавательные процессы (любознательность,
понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).
Он использует игру как средство развития
мышления, речи, воображения, памяти, расширения и
закрепления представлений об окружающей жизни”.
Особенность дидактических игр заключается в
том, что они создаются взрослыми с целью обучения
и воспитания детей.
Авторская дидактическая игра
"Матрешкины сказки”
создана мною именно с этой целью она включает в
себя следующие элементы: дидактические задачи,
содержание, правила и игровые действия. Основным
элементом дидактической игры является
дидактическая задача. Все остальные элементы
подчинены этой задаче и обеспечивают ее
выполнение.
У воспитателя всегда есть возможность проявить
творчество, профессионализм и спланировать
задачи, содержание, правила и игровые действия по
своему усмотрению, учитывая педагогическую
необходимость.
Дидактические задачи разнообразны,
постоянно меняются и зависят от того какую цель
ставит воспитатель. В своей работе определяю
цели и задачи, учитывая рекомендации комплексной
программы воспитания, образования и развития
детей "РАДУГА”. Дидактическая задача,
завуалированная в игровую форму, решается
ребенком успешнее, так как его внимание, прежде
всего, направлено на развертывание игрового
действия и выполнение правил игры. Незаметно для
себя, без особого напряжения, играя, он выполняет
дидактическую задачу.
Правила игры: определяют, что и как должен
делать в игре каждый ребенок, указывают путь к
достижению цели, развивают у детей различные
способности, воспитывают терпимость,
доброжелательность, сдержанность,
Игровое действие: это проявление активности
детей в игровых целях: отгадывать предметы по
описанию, отгадывать, какое изменение произошло
с предметами, расставленными на столе, выиграть
соревнование, выполнить роль, придумать сюжет, и
т.д. детей интересует прежде всего игровое
действие. Оно стимулирует детскую активность,
вызывает у детей чувство удовлетворения.
Наличие игровых действий в дидактической игре,
делают обучение более занимательным,
эмоциональным, помогают повысить произвольное
внимание детей, создают предпосылки к более
глубокому овладению знаниями, умениями и
навыками.
Формирование у детей психических качеств в
игре: внимания, памяти, наблюдательности,
сообразительности, дети применяют в игре
имеющиеся знания в различных игровых условиях,
активизируются разнообразные умственные
процессы и доставляют эмоциональную радость
детям.
Воспитание в игре: правильных
взаимоотношений между детьми. В процессе игры
дети проявляют чуткое отношение к друзьям,
учатся быть справедливыми, уступать в случае
необходимости, помогать в беде и т.д.
Предлагаю один из вариантов использования
авторской игры "Матрешкины сказки”.
Дидактическая игра "Путешествие
Матрешек в сказку "Курочка ряба”
для детей 4-5 лет
Программные задачи:
- формировать навыки счета;
- формировать геометрические представления;
- закреплять знания цвета;
- развивать творческие и театральные
способности;
- развивать внимание, память, логическое
мышление, воображение;
- воспитывать терпение, уважение к окружающим.
Предварительно воспитатель подготовил
дополнительный дидактический материал:
разноцветные ленточки разной длинны (дорожки),
крупные плоскостные цветные геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
(домики), шапочки для матрешек к сказкам "Курочка
ряба”, "Три поросенка”.
Правила игры и игровые действия.
В игре участвует 4 ребенка. Каждый ребенок берет
по матрешке, на столе разложены разноцветные
дорожки разной длинны, домики (цветные
геометрические фигуры) возле каждой фигуры по 2
маски для матрешек (одна героя сказки "Курочка
ряба”, другая "Три поросенка”). Каждая Матрешка
должна найти самую короткую дорожку к домику,
назвать какой геометрической формы домик, какого
он цвета, выбрать (из двух) маску для матрешки к
сказке "Курочка ряба”. После выполнения игровых
действий дети инсценируют сказку "Курочка
ряба”.
Вариантов игры огромное количество, все
зависит от желания, фантазии и желания учить
детей играя. Уважаемые коллеги, желаю творческих
успехов! |