Задачи. Продолжить освоение рельефной лепки: создавать
уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону
(основе), украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками;
ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом +
несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности;
совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой
темы в других видах художественной деятельности.
Предварительная работа. Рассматривание изображений
морских животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка и зоомагазина.
Рисование рыбок с натуры. Составление фигур морских животных из разных
геометрических фигур. Подготовка 2-3 маленьких аквариумов -прозрачных стаканов
или банок, на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин разных
цветов или солёное тесто; краски; стеки; керамические плитки; мелкие красивые
пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Репродукции картин, художественные открытки.
Плакаты «Морская азбука», «Море» или набор картинок.
Технологическая карта «Кораблик. Ветер по морю
гуляет» (лепка).
Книга «Пластилиновый остров» (автор Лыкова И.А.).
Раскраски «Рыбки-подружки», «Крошки-осьминожки» (автор
Лыкова И.А.).
Книга «Морские прописи» (автор Родина Н.М.).
Комплект карточек «Кто с кем дружит» (автор Рыжова
Н.А.).
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию или
отдельные фотографии в энциклопедии с изображением морских животных - кита,
дельфина и акулы. Предлагает подумать, как можно слепить этих животных из
пластилина. После ответов детей уточняет:
- Некоторые морские животные похожи друг на друга
формой тела. Если мы раскатаем из шара «морковку» и на узкой стороне оформим
хвостик, то сможем вылепить кого угодно - дельфина, кита, акулу или
какую-нибудь рыбку. Для кита раскатаем самую толстую «морковку», округлим и
утолщим переднюю часть - голову, налепим глаза и улыбку в форме месяца, завернём
наверх узкую часть - хвостик и прикрепим на спине фонтанчик из пластилиновых
или бумажных жгутиков. Для дельфина слепим самую красивую «морковку» (он такой
грациозный и добрый), снизу налепим кусочек белого пластилина и аккуратно
примажем, чтобы получился светлый животик, прилепим плавники и хвостик, на
голове сделаем нос «клювиком» и красивые глаза из бусинок или пуговичек. Для
акулы слепим «морковку» или «колбаску», вытянем и заострим пасть -прорежем её
стекой и вставим страшные зубы из семечек или бисера.
Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят морских
животных конструктивным способом, дети, давно посещающие детский сад, -
скульптурным и комбинированным. Воспитатель предлагает сделать глазки морских
животных из пуговиц или бусинок. Советует использовать и другие приёмы
оформления - более мелкие, но более разнообразные по возможности
моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым.
Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы:
• оттягивают от основной формы некоторые детали
(хвост) и придают им необходимую форму и положение - заостряют, сплющивают,
загибают;
• защипывают или прищипывают край или какую-то часть
формы (плавники), при этом щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф
и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение;
• дополняют вылепленный образ различными элементами
из других материалов (бисер, пуговицы, блёстки, камешки, ракушки, фасоль,
горох, семечки).
Выставка. Дети помещают фигурки вылепленных морских
животных в небольшой аквариум или в несколько маленьких (из стаканов и банок),
в которых уже размещены камешки и водоросли. Часть лепных фигурок прикрепляют
к стенкам, слегка прижимая, оставшихся свободно располагают по всему
пространству аквариума, нанизывая на прозрачные трубочки для коктейля,
закреплённые на дне. Несколько красивых лепных скульптур можно использовать
для оформления 2-3 керамических плиток («изразцов»).
После занятия. Рисование и вырезание рыбок и других
морских животных, конструирование из бумаги и других материалов, плетение из
проволоки. Изготовление игры «Ловись, рыбка» (маленькие магниты на удочках,
скрепки на силуэтах рыбок).
Раскрашивание
фигурок, вылепленных из солёного теста. Рисование по замыслу -индивидуальное и
коллективное на больших листах бумаги (на обоях). Вырезание силуэтов морских
животных. Игра «Угадай, кто это» (контурные рисунки мелом на доске или
сделанные из проволоки). |