Задачи. Познакомить детей с новой техникой создания
объёмных образов -папье-маше (лепкой из бумажной массы). Учить лепить мелких
животных (насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей
(для усиков использовать проволоку, спички, зубочистки; для глазок - бисер,
пуговички). Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать интерес
к природе.
Предварительная работа. Беседа о своеобразии
«коллективной» жизни муравьев. Освоение техники папье-маше на воздушных
шариках и плоских формах (например, на тарелках, подносах). Занятие по
ознакомлению с окружающим миром, в ходе которого дети узнали о том, где, как,
из чего изготавливают бумагу.
Материалы, инструменты, оборудование. Мягкая рыхлая
бумага, пригодная для утилизации (старые газеты, салфетки, тетради и пр.),
пластиковые ванночки или коробочки для вымешивания бумажной массы, баночки с
водой, клейстер (из муки или крахмала), дощечки, салфетки матерчатые и
бумажные, бисер, пуговицы, проволока, зубочистки, столовые ложки.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям старую газету и кучку
рваных кусочков бумаги. Спрашивает, что это? После ответов интересуется, знают
ли дети, откуда пришла к нам бумага? (Из леса, потому что бумагу делают из
древесных опилок.)
- А вы знаете, что из этих старых, давным-давно
прочитанных газет можно смастерить много всего интересного. Давайте попробуем.
Вот ванночки, вот вода (в баночках), старые газеты, кусочки бумаги и о клей,
который я сварила из муки. Но нам понадобится много-много кусочков газеты
(показывает примерный размер кусочка 1-3 см), возьмём
газеты и разорвём их на мелкие кусочки, чтобы получилось 4-5 полных горсточки
(показывает). Переложим кусочки газеты в ванночки, нальём немного воды - 2-3
столовых ложки, добавим 1-2 столовых ложки клейстера и замесим «бумажное
тесто» (показывает), вымесим хорошо, как будто бабушка для дедушки колобок
печёт.
Воспитатель помогает детям замесить «бумажное тесто».
Напоминает, чтобы бумагу рвали на мелкие кусочки, не наливали много воды и хорошо
перемешивали бумажную массу.
- Посмотрите, у нас получился какой-то новый материал,
который так и называется «бумажное тесто». Как вы думаете, что из него можно
сделать? Дети догадываются, что из этой массы можно лепить так же, как из
глины, пластилина или солёного теста. Воспитатель предлагает слепить муравьишек
и поместить их в муравейник. Уточняет представление детей о внешнем виде
муравьев: у них, как у всех остальных насекомых, есть голова, туловище, брюшко
и шесть ножек; брюшко - самое большое по размеру, похоже на яйцо; бывают муравьи
чёрного и рыжего цвета. Затем педагог проводит краткую, но информационно и
эмоционально насыщенную беседу о «коллективной» жизни муравьев в их общем
домишке - муравейнике. Спрашивает, из чего и как можно соорудить муравейник.
Предлагает или уточняет следующий вариант: изготовление муравейника из мятых
комков газетной бумаги, склеенных в одну живописную кучу и посыпанных мелко
нарезанными шерстяными или хлопчатобумажными нитками (имитирующими хвою, палочки
и пр.).
Затем воспитатель спрашивает детей как можно слепить
муравья из бумажного теста, и показывает рациональный способ формирование
туловища в виде длинного яйца или морковки (конуса) и разделение его на части
ниткой или мягкой проволокой - скручивание, стягивание в двух местах, чтобы
голова была поменьше, а брюшко оказалось самым большим.
Воспитатель обращает внимание детей на дополнительный
материал - пуговицы, бусины, фольгу, мягкую проволоку, зубочистки - и
спрашивает, для чего это может понадобиться. Подсказывает, что глаза муравьишек
можно сделать из пуговиц, бусинок или шариков смятой фольги, а усики - из
проволоки или зубочисток.
Дети начинают лепить муравьишек из бумажной массы.
Воспитатель помогает советами (если «бумажное тесто» жидкое, нужно добавить в
него кусочки бумаги, если, наоборот, - крутое, нужно добавить немного воды или
клейстера). Тем детям, которые быстро справились с заданием, педагог предлагает
соорудить муравейник, чтобы муравьишкам было куда спешить. Дети лепят и переносят
вылепленных насекомых на общую композицию.
В конце занятия воспитатель сообщает, что сегодня дети
лепили из бумажной массы, как это делают мастера народного искусства в
технике папье-маше. Папье-маше означает «жёваная бумага».
После занятия. Обыгрывание композиции «Муравьишки в
муравейнике» (изготовление тропинок, по которым муравьи спешат в свой дом с
добычей - веточками, ягодками, гусеницами и пр.).
Знакомство с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства, выполненными в технике папье-маше (лаковые
изделия, живопись Палеха, Матёры, Холуя).
Беседы по содержанию пословиц и поговорок:
• Каков мастер - такова и работа.
• Наскоро делать - переделывать.
• Птицу узнают в полёте, человека - в работе.
• Поскорей подрастай да к работе поспевай.
• Землю красит солнце, а человека труд. |