Уже дважды на протяжении этой главы
возникал вопрос о том, почему действия с предметами способствуют
развитию речи, и ответ на него мы откладывали. По-видимому, пора
попытаться сделать это.
Из того, что мы говорили, очевидно, что в
основе процесса понимания лежит выработка систем условных связей,
благодаря чему слово как бы объединяется с комплексом ощущений от
предмета. Иными словами, чтобы ребенок понял, что вот этот предмет
называется «стул», нужно, чтобы зрительные, осязательные и другие
ощущения от него связались между собой в единый образ предмета и далее
со словом. И. М. Сеченов приводил очень хороший пример с колокольчиком:
маленький ребенок видит этот предмет — получает зрительное ощущение,
трогает его — возникает осязательное ощущение, колокольчик издает звук —
добавляется слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит:
«динь-динь». Посмотрите, что происходит, говорит Сеченов: из
последовательного ряда рефлексов получается представление о предмете,
знание в элементарной форме. Он рассматривал этот процесс как следствие
слияния нескольких рефлексов.
Но какова же здесь роль движения?
Сеченов предположил, что ко всем ощущениям примешивается мышечное
чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно нюхать,
не глядя и не слушая, но ничего нельзя делать без движения!
Действительно, глаза обращаются в сторону зрительного раздражителя,
обегают контур предмета, следят за его перемещением — а это все
движения. Звуки тоже вызывают движение в сторону источника звука,
происходит настройка мышц гортани на тональность действующих звуковых
раздражений и т. д.
Изучая биоэлектрическую активность
мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое,
осязательное — обязательно вызывает повышение возбудимости двигательной
области головного мозга. На детях этот вопрос изучался в нашей
лаборатории — мы сопоставили роль зрительных, слуховых и двигательных
ощущений в процессе формирования образа предмета. ВЫЯСНИЛОСЬ, что всякое
ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М.
Сеченов) — к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое
является более сильным по сравнению с другими. Поэтому, когда ребенок
видит предмет, слышит его, трогает, в его мозгу возникает целая мозаика
возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в
проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Очаги возбуждения в собственно
зрительных, слуховых зонах, зонах кожной чувствительности будут слабее.
При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние
(синтез) происходит прежде всего в двигательной области, двигательные
компоненты всех полученных зрительных, слуховых и других ощущений
связываются в первую очередь. Слияние в образ других элементов —
зрительных, слуховых и т. д. происходит позже.
За последние годы получено много фактов в
исследованиях на животных и на взрослых людях, которые показывают, что
именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех
органов чувств. Кстати сказать, эту очень важную роль двигательной
области Сеченов тоже предвидел: он писал о том, что «мышечное чувство»,
по-видимому, имеет связующую функцию, благодаря чему становится
возможным объединение всех других ощущений в комплексы.
Теперь мы знаем секрет влияния 20
двигательных условных связей. Он заключается в том, что мышечные
ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие
ощущения и помогают связать их в единое целое. Именно в этом сила тех 20
двигательных связей, которые мы так часто вспоминали и будем вспоминать
еще. |