Казалось бы, детский сад – не институт и
даже не школа. Неужели подготовка нужна и здесь? Конечно! Ведь процесс
адаптации, о котором мы уже говорили, пройдет гораздо более гладко, если
подготовить ребенка заранее.
1. А нужен ли детский сад? Определитесь,
действительно ли вашей семье необходимо, чтобы ребенок пошел в садик
именно сейчас. Если уверенности нет, ваши эмоции передадутся малышу, и
он будет хуже адаптироваться. Сомнения в течение нескольких месяцев («А
может, лучше не идти?..») сыграют злую шутку в сентябре. Легче всего к
садику привыкают дети, родители которых не могут предложить им замену в
виде домашнего воспитания или няни. Эти родители ощущают внутреннюю
уверенность: «А куда деваться? Нужно ходить, и будет ходить!» Именно эта
уверенность передается малышу.
2. «Режимные» моменты. Мне
приходилось слышать от молодых мам: «Зачем я буду заранее мучить
ребенка? 1 сентября встанем в 7.30, и все будет отлично!» К сожалению,
скорее всего «отлично» не будет. Режим сна – один из главных регуляторов
всей активности в течение дня. И ребенок, разбуженный в непривычно
раннее время, в первый же день испытает сильнейший негатив в отношении
садика. Приблизьте домашний режим к будущему садовскому как минимум за
месяц до поступления. Если вы не привыкли будить ребенка по утрам,
обязательно начните делать это. В первое время вы можете делать это не в
7.30, но теперь вы оба должны привыкнуть к тому, что вы решаете, когда
ему просыпаться. Помочь создать с утра хорошее настроение помогут бодрая
музыка и любимая игрушка. Удивительно, но плюшевого мишку дети часто
слушаются лучше, чем родную маму! Скорректируйте время прогулки с учетом
того, что в садике дети гуляют с 10.30 до 11.45. Также измените, если
необходимо, время засыпания днем и вечером. Помните, что в саду дети
ложатся спать около 13.00, а просыпаются после 15.00.
3. Еда – это наше все! Приблизьте
домашний рацион питания ребенка к рациону садика. Помните, что основу
составляют разнообразные каши на молоке, супы, котлеты и запеканки
(мясные, рыбные, творожные), тушеные овощи (капуста белокочанная и
цветная с зеленым горошком или картофелем), бутерброды с маслом.
Постарайтесь познакомить ребенка с этими блюдами дома, и тогда он будет
более благосклонен к ним в дальнейшем. Также перейдите на 4-разовое
питание, если до этого было по-другому. Режим питания в садике построен
так: завтрак в 8.15–8.30, обед в 12.30, полдник в 15.30.
4. А что со здоровьем? Лучше всего
адаптируются дети, не имеющие врожденных и хронических заболеваний, а
также редко болеющие ОРВИ. Получите рекомендации врачей. Возможно, в
комплексную подготовку нужно будет ввести прием общеукрепляющих средств,
физкультуру, массаж.
5. Важные навыки. Адаптация легче проходит у тех детей, которые:
● умеют сами есть и пить. Пока есть
время, приучайте ребенка есть самостоятельно, если вы часто кормили его с
ложки. Поверьте, ребенок не будет добровольно голодать, через несколько
дней он начнет есть сам;
● умеют частично одеваться и раздеваться. Примените
методику «маленьких шажков»: в первый день вы надеваете колготки почти
до конца, так что ребенку остается лишь чуть-чуть подтянуть их. Хвалите
малыша за успех. На следующий день вы оставляете колготки чуть ниже и
снова хвалите, когда ребенок справится с задачей. За неделю вы сможете
научить малыша этому непростому делу. И так – с каждым элементом одежды;
● просятся на горшок или остаются сухими , пока взрослый не напомнит про горшок. Постарайтесь приучить малыша к горшку (о том, как это сделать, сейчас много пишут);
● умеют самостоятельно засыпать. Начните заранее, здесь главное – постепенность;
● умеют занять себя какой-то игрой. Учите
кроху этому. Вы можете начать игру вместе с ним, а затем отойти по
«важным» делам. Если ребенок может себя занимать сам на некоторое время,
а также продолжать игру, начатую со взрослым, – это хороший знак. Чтобы
ребенок умел играть сам, сначала нужно, чтобы он играл со взрослым.
Возраст 1,5–2,5 года – это возраст познания свойств и действий с
предметами. Ребенок, которому не показали, как играть, не будет это
делать сам, потому что не умеет! Первый шаг к самостоятельности в играх –
это совместная игра с малышом.
6. Общение, общение и еще раз общение! Готовьте
малыша к общению с другими детьми и взрослыми. Бывайте в разных местах,
где присутствуют незнакомые ему люди. Если раньше вы предпочитали
гулять отдельно, то теперь ходите с малышом на детские площадки, в
детские парки, клубы. Берите его с собой, когда идете в гости.
● Наблюдайте, как он общается со взрослыми,
с другими детьми. Особое внимание обратите на то, как он осваивает
новое пространство (жмется к вам, просит поддержки или начинает
исследовать самостоятельно). Если ребенок боязлив, пройдитесь вместе с
ним по незнакомому помещению, познакомьте с другими детьми, предложите
совместную игру. Называйте других детей по имени (Оля, Миша, Вова),
спрашивайте о них. Научите ребенка обращаться к людям за помощью,
сотрудничать.
7. Что такое детский сад? Вы можете
слышать, как в ответ на ваш вопрос: «А ты в садик хочешь?» – ребенок
твердо отвечает: «ДА!» Это вовсе не значит, что он готов к этому. Малыш
просто не знает, что это такое. Он не понимает, что придется расстаться с
мамой и целый день быть под опекой воспитателя и в окружении других
детей.
● Расскажите ему про садик, и как можно
подробнее. В этом вам поможет игра: «День в саду». Возьмите мягкие
игрушки и играйте: вот Медведица будит с утра своего Мишку, они
умываются, одеваются, идут в садик. Пусть там их встретит
воспитательница-Белка и другие дети-игрушки. Проиграйте момент ухода
мамы, ритуал прощания, который вы будете в будущем применять (например,
поцеловать, сказать «Пока-пока», улыбнуться и помахать рукой). Дальше
покажите, как малыши идут на горшки, завтракают, играют, гуляют,
приходят с прогулки, обедают, ложатся спать и т. д. вплоть до момента
прихода мамы. Внимание! Игру нельзя обрывать, пока вы не проиграете
момент возвращения мамы. Именно расставание с мамой – наиболее
травматичный момент, и ребенок должен твердо запомнить: мама всегда
возвращается. Эта игра поможет ему понять, что такое детский сад.
8. Книжки про садик. Читайте ребенку
книги о том, как детки (или зверятки) собирались в детский сад. Такие
книги сейчас есть в продаже. Слушая истории про симпатичных героев,
малыш создаст позитивное представление о садике. Эти книги очень вам
пригодятся, особенно в течение первого месяца посещения.
9. Посмотреть воочию. Познакомьте
малыша с садиком. Когда будете проходить мимо, каждый раз говорите, что
он пойдет именно сюда. Расскажите, как будет интересно, сколько новых
игрушек там будет. Детям очень нравятся рассказы о том, что в садике
есть специальные маленькие вещи: стульчики, столики, унитазики,
кроватки. Вы даже можете погулять на площадках садика или хотя бы
походить по дорожкам.
10. А кто наши воспитатели? Не
упускайте возможность заранее познакомиться с воспитателями. Узнайте об
их педагогической позиции. Для этого задайте им вопросы, которые вас
волнуют (вы можете написать вопросы, чтобы не забыть), и не
удовлетворяйтесь шаблонным «Не беспокойтесь, мамочка!». Разговаривайте
исключительно вежливо и уважительно. Постарайтесь получить ту
информацию, которая вам интересна. Ведь воспитатель – тот человек,
которому вы доверите самое дорогое. Отдельно обговорите вопрос, принято
ли в садике присутствие мамы в первые 2–3 дня. Если да, то это позволит
вам самой тревожиться меньше, зная, что вы сможете побыть рядом. Также
обговорите вопросы «садовского» гардероба, чтобы иметь возможность не
спеша подобрать обувь и одежду. Поинтересуйтесь, помогают ли детям, а
также кормят ли их, если они не хотят. Выразите свои пожелания.
● Обязательно узнайте, как зовут
воспитателей, и в рассказах ребенку о садике употребляйте не
расплывчатое «воспитатель», а «тетя Ира» (если это ясли) или «Ирина
Ивановна» (если младшая группа). Хорошо, если и малыш сможет заранее
познакомиться с этими людьми.
11. Скорая разлука. Готовьте ребенка
к моменту «отрыва» от себя. В моей практике был случай, когда мама и ее
малыш не расставались до момента поступления в сад. Они вместе ходили в
магазин, вместе ездили в гости и т. д. В общем, опыта разлуки у них не
было вовсе. И конечно, момент отделения был для обоих очень
травматичным. Тёма плакал все дни напролет, не подходил к игрушкам,
почти не реагировал ни на что, находясь в своем горе. И только
специальная помощь облегчила ситуацию, позволив малышу посещать садик, а
его маме выйти на работу.
● Очень важно, чтобы к моменту начала
посещения детского сада вы оба приобрели опыт разлук и встреч.
Постепенно начните передоверять заботу о малыше другим родственникам,
начиная с нескольких часов, постепенно увеличивая время. Потом вы можете
«потренироваться», отправив малыша на несколько дней в гости к бабушке.
12. Когда на работу? Уже сейчас надо
планировать как минимум первые три месяца нахождения малыша в саду. И
хорошо, если в это время вы не станете спешить на работу. Первый месяц
посвятите тому, чтобы помочь ребенку постепенно адаптироваться. Вы не
сможете в первый же раз оставить его в саду на целый день. Мягкая схема
адаптации такова: первые дни – посещение садика на 1–2 часа и лучше на
прогулке, пока вы гуляете где-то рядом. Далее можно привести малыша к
завтраку и оставить до возвращения с прогулки. Еще через 1–2 дня при
условии хорошей адаптации оставьте до обеда. Лишь на следующей неделе
можно попробовать оставить малыша на сон, забрав его до полдника. А еще
через 1–2 дня прийти за ним после полдника. Доводить пребывание в саду
до 17–18.00 нужно еще в течение недели. Таким образом, вам потребуется
не менее 2 недель на то, чтобы оставлять малыша на полный день, и то при
условии хорошей адаптации. В иных случаях этот процесс может продлиться
до месяца.
Также вы должны учитывать, что малыш,
скорее всего, заболеет в первые две недели посещения сада. Потребуется
время, чтобы он выздоровел, находясь с вами дома. Водить в садик
полубольного ребенка, пока он не адаптировался, неразумно. Следующие
несколько месяцев он, скорее всего, будет болеть часто, и лучше, если вы
сможете лечить его дома, не заботясь о том, что о вас подумают на
работе.
Как говорится, кто предупрежден, тот
вооружен. Теперь у вас есть все возможности, чтобы правильно подготовить
своего кроху к такому важному в его жизни событию, как поступление в
детский сад. Надеюсь, что на этом пути у вас будет больше звезд, чем
терний! |