Цели:
Образовательные:
Познакомить детей с праздником Святого
Николая, раскрыть его сущность. Учить детей
давать осознанную оценку музыке, расширять
кругозор детей путем их знакомства с народным
фольклором. Формировать навыки самостоятельного
пения (соло) и рисования на заданную тему.
Работать над слаженностью пения с музыкальным
сопровождением и без него.
Развивающие:
Формировать целостное и дифференцированное
восприятие музыкальных произведений на основе
интонационно-образного анализа. Активизировать
мыслительную деятельность, познавательные
интересы к традициям и обычаям русского народа.
Развивать речь и воображение дошкольника.
Воспитательные:
Воспитывать у ребят любовь к прекрасному,
окружающему миру, природе.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Материалы и пособия: элементы интерьера
русской избы, атрибуты русского быта, одежды,
листы белой бумаги для рисования, цветные
карандаши, краски. Ударные музыкальные
инструменты - расписные ложки, аудиозаписи,
магнитофон.
Ход занятия.
Звучит народная песня (по выбору музыкального
руководителя). Дети заходят в музыкальный зал,
становятся полукругом. Занавес закрыт, за ним
интерьер русской избы.
Музыкальное приветствие:
- Снег пушистый, серебристый вот летает,
Землю белым одеялом укрывает (педагог поет
вместе с детьми )
Музыкальный руководитель: "Здравствуйте!”
Дети: "Здравствуйте!”
Вариант №2 музыкального приветствия
(используется простая мелодия песен или
упражнений для развития музыкального слуха и
голоса, известных композиторов А.Филипенко,
Е.Тиличеевой, знакомая детям):
- Солнышко встает, песенку поет,
Песенку простую, вот какую: Здравствуйте!
Дети: "Здравствуйте!”
Музыкальный руководитель:
-Ребята, вам нравится Новый год и почему? (Ответы
детей)
-Вот вы вспомнили и Дедушку Мороза, и
снегурочку, и про подарки не забыли. А
оказывается, что не только Дед Мороз приносит
детям подарки. С давних пор на Руси существовал
праздник - День Святого Николая, отмечают его
люди 19 декабря. Святой Николай - Угодник дарил
детям подарки, а еще его называли Николаем-
Чудотворцем. Считалось, что он спасал всех людей
и животных от пожаров и наводнений, от всяких бед.
Говорят, что Святой Николай любит послушных и
добрых детей. Вечером, накануне праздника, дети
загадывали желания и писали ему письма, клали их
под подушки, а утром все желания и мечты их
сбывались.
А впрочем, что долго рассказывать, лучше раз
увидеть, чем сто раз услышать.
Звучит "Колыбельная” Петра Ильича
Чайковского (фрагмент).
Дети вспоминают название, называют
композитора, дают краткую музыкальную
характеристику произведению.
- Молодцы, узнали, и теперь со знакомой мелодией
нам будет гораздо интересней и быстрей попасть в
те далекие времена. Закрываем все глазки и
прислушаемся к звучанию музыки (продолжает
звучать музыка П.И.Чайковского).
В это время открывается занавес, музыкальный
руководитель накидывает на плечи шаль, одевает
кокошник. В доме сидит Иван, он что-то мастерит,
рядом сидит сынишка. Дочка вышивает или вяжет,
хозяйка дома Мария подметает пол, моет посуду.
Дети встают и подходят к дому, стучатся.
Иван: "Марьюшка, встречай гостей!”
Марья: "Заходите скорей в дом”.
Дети: "Мир вашему дому, здоровья всем!”
(Заходят и садятся на лавочки)
Иван: "Песенка веселая звучи, звучи, звучи,"
Всех людей сегодня ты развесели!"
Песня "Николай Святой приди”
Солист поет 1 куплет: Целый вечер ныне у окна
сижу,
Потому что в гости Николая жду.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай
Святой приди.
Солист поет 2 куплет: Слушаюсь я маму, помогаю
ей,
С добрыми словами обращаюсь к ней.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай
Святой приди.
Солист поет 3 куплет: Отче Николай, всей моей
родне
Подари: счастливо жить на сей земле.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай
Святой приди.
(Можно исполнить любую народную песню, по
выбору педагога и желанию детей, из репертуара
ранее выученных песен)
Хозяин: Скоро наступит вечер, пора нам
загадывать желания. Дети, которые ходят в школу,
могут написать письма Святому Николаю Угоднику,
а мы с вами их нарисуем, согласны?
Вот возьмите краски в руки - и не будет в доме
скуки,
А чтоб было веселей - яркой краски не жалей!
(Раздает детям краски, кисточки, салфетки,
баночки с водой).
Хозяйка: Вы должны мне рассказать, кто здесь
любит рисовать? (Ответ детей)
Вам сейчас секрет открою, выходите поскорей,
Пять красивых, пять веселых, пять цветных
карандашей (дает детям карандаши).
Иван: Мария, пока мы с детьми будем рисовать,
испеки-ка ты нам, пожалуйста, свои пироги.
Мария: Хорошо (уходит).
Звучит легкая музыка, дети рисуют, а хозяин в
это время ходит да приговаривает:
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит (помогает,
подсказывает, напоминает, что это секрет каждого
ребенка).
Приходит хозяйка : Пока пироги мои в печи, пора
нам и повеселиться.
Мальчики, сюда идите, с ложками скорей спляшите.
Исполняется "Танец с ложками” (русская
народная песня "Ах вы, сени”).
Иван:
- Песни петь да плясать будем мы с друзьями,
Вы сегодня поиграть не забудьте с нами.
Русские народные игры "Плетень”, "Гори, гори
ясно”.
Марья :
- Песня наша зазвучит, к Николаю долетит.
Песня "А кто, кто Николая любит?”
Хозяйка: Вот и пироги мои готовы, угощайтесь,
гости дорогие! (Угощает, звучит русская народная
мелодия "Коробейники”)
Иван: Вы рисуночки возьмите,
Под подушку положите,
Чудотворец к вам придет
И подарки принесет.
Звучит "Колыбельная”, занавес закрывается,
педагог снимает шаль, кокошник и обращается к
детям:
- Вот мы с вами и побывали в гостях, в руках у вас
рисунки. Вы не забыли, что говорил вам хозяин дома
Иван?
И поет: "До свидания!”
Дети отвечают: "До свидания”
Занятие проводится в первую половину дня,
после дневного дня их ждет сюрприз. На столах
лежит печенье, которое напоминает детям их
желаниях (зайчики, мишки и другие фигурки).
Еще лучше, если провести с родителями
предварительную работу, и детей будут ждать
игрушки, сладости, все то, о чем мечтали их дети. |