Цели и задачи:
Развивающие: продолжать развивать поэтический слух и
театральные способности детей.
Воспитательные: формирование у детей эмоциональной
отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного
искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Продолжать учить детей видеть красоту русской природы и замечать, как она
отражается в элементах хохломской росписи. Воспитывать чувство удовлетворения от
чтения наизусть стихотворений перед детским коллективом, от результатов
музыкального и изобразительного творчества, радость от того, как другие дети
хорошо читают стихи, играют на музыкальных инструментах, от того, что сам
принадлежишь этой социальной группе.
Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломой.
Учить рисовать узоры на фоне разного цвета — красного, черного или
желто-золотого, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для
узора «хохлома». Упражнять в подборе и рисовании уже известных элементов узора
— травки, завитков, листьев и ягод. Учить самостоятельно выбирать элементы для
своего узора. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи,
передавая интонацией спокойную грусть осенней природы;
упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для
описания.
Материалы для занятия: хохломская роспись по дереву
(наглядное пособие); таблица с элементами хохломского узора — ягодами рябины;
гуашь; мягкие кисточки; аудио- и видеокассеты; несколько ложек с хохломскими
узорами; хохломская посуда.
Ход занятия
1 часть (в группе)
Воспитатель. Ребята, мы с вами начинаем занятие, но
оно не обычное — и вы сейчас убедитесь в этом. А пока посмотрите небольшие
зарисовки.
Включается видеокассета с осенними пейзажами, играет
аудиокассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
Стучится Осень, заходит в группу (в руках у нее — букет из разноцветных осенних
листьев).
Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел?
Дети. Осень.
О с е н ь. А как вы догадались, что я осень?
Дети разглядывают костюм осени и отвечают.
Назовите, какой осенний месяц сейчас на дворе? (Октябрь.)
Как еще октябрь называют? (Золотым.) А почему его так называют?
Дети. Деревья и кустарники одеты в желтые (золотые)
наряды. Трава высохла и пожелтела, а желтый цвет — цвет золота.
Воспитатель. Осень, послушай, как дети читают
стихотворения «Октябрь» и «До свидания, лето».
Дети читают наизусть стихотворения.
Осень. Молодцы, стихотворения вы хорошо прочитали, а
теперь я вам загадаю загадку. (Загадывает про рябинку.)
Воспитатель. Ау нас и группа называется «Рябинка».
О с е н ь. А девиз у вашей группы есть?
Дети. «Раз рябинка, два рябинка — будет рощица».
Воспитатель. Мы и пословицу можем прочитать (вызывает
ребенка), а еще стихотворение о рябинке прочитает Ксюша.
Дети говорят пословицу («В сентябре одна ягода, да и
та горькая рябина») и читают стихотворение.
В народе много песен слагали о рябинке, давайте споем
одну из них?
Дети исполняют песню.
А теперь давайте вместе с Осенью, нашей гостьей,
поиграем в игру «Заря-заряница».
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Дети играют вместе с Осенью. Они идут по кругу
(хороводом), взявшись за руки, и поют или ритмично проговаривают текст.
Водящий ребенок с голубой лентой в руках ходит вдоль круга с внутренней стороны
в противоположную сторону. На последних словах водящий останавливается и
протягивает руку с лентой между двумя детьми. Эти дети поворачиваются вправо и
влево (спиной к ленте) и после слов водящего «раз, два, три — беги!» бегут по
внешней стороне круга. Кто первый добежит и схватится за ленту, тот — водит.
Игра продолжается.
2 часть (дети переходят в художественную студию)
О с е н ь. А это что у вас такое красивое висит?
(Хохлома.) А что такое хохлома?
Дети. Это народно-прикладное искусство, которое
получило свое наименование от веселого названия села Хохлома.
Воспитатель. А какие цвета вы используете в хохломе?
(Красный, черный, желтый или золотой.) И немного зеленого, правда? Очень
выразительные цвета! А как об этом говорится в стихотворении о хохломе?
Ребенок читает стихотворение о хохломе.
Воспитатель. Какие предметы расписывали? (Посуду.)
Осень. Ну, если вы все знаете — отгадайте загадку про
предмет посуды: «Сама не ем, людей кормлю». (Ложка.)
Воспитатель. А мы про ложку еще и потешку знаем!
Потешка про Тита
— Тит, а
Тит, пойдем дрова рубить?
— У меня
спина болит...
— Тит, а
Тит, пойдем воду носить?
— У меня
живот болит...
— Тит, а
Тит, пойдем кашу есть?
— А где моя
большая ложка?!
Воспитатель. Потешились мы немножко, а сейчас
превращаемся в мастеров и будем расписывать наши ложки,
которые затонировали на прошлом занятии.
Осень. Ребята, а кто мне скажет, с чего мы должны
начинать при расписывании ложки? (С каймы.) Какие элементы хохломской росписи
вы знаете? (Травка, завитки, ягодки.)
Под музыку дети выполняют работу.
Осень. Хорошо нарисовали, молодцы!
Воспитатель. А теперь ваши работы отложите на край
стола, пусть подсохнут. Позже вырежем и подарим нашим маленьким друзьям из
младшей группы, пусть они знакомятся с хохломой.
А мы с вами поиграем на музыкальных инструментах для
наших гостей — родителей, которые пришли на открытое занятие. Композиция
называется «Утро в Братееве».
Дети играют на инструментах.
3 часть: итоги занятия
Воспитатель. Давайте подведем итог нашей работы. Что
вы расписали? Как называется роспись? Какие использовали цвета в вашей работе?
Какую ягодку вы нарисовали? (Рябинку.) Молодцы!
Спасибо.
Дети прощаются и уходят. |