Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: учить анализировать
художественное произведение; закреплять умение лепить предметы или их части
круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и
пальцев; учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые
края (шляпок грибов), утолщающиеся ножки; развить координацию речи с движением,
творческое воображение, подражательность, закрепить в речи глаголы «искать»,
«срывать», «собирать».
Планируемые результаты: эмоционально воспринимает
литературное произведение Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и выражает свое
отношение к персонажам рассказа; разгадывает загадки; использует литературные
источники, способствующие проведению подвижной игры «За грибами»; работает с
пластилином по образцу и собственному замыслу.
Материалы и оборудование: загадки про грибы; картинки
грибов (или муляжи); глина, доски;
портрет Л. Н. Толстого.
Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент.
Воспитатель. Приходилось ли вам читать
грустные произведения? Сегодня мы будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
2. Чтение
рассказа.
Педагог показывает портрет Л.
Н. Толстого.
Воспитатель. Давайте всмотримся в глаза
автора. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (Добрые, внимательные,
мудрые.) Послушайте
рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Анализ рассказа по вопросам:
~ Что вы почувствовали,
слушая этот рассказ?
- Какое чувство вызвал этот
рассказ? (Печаль,
грусть, тревогу.)
- Какой эпизод
показался вам самым напряженным?
- Опишите поведение собачки.
Что она чувствует? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)
- Что вы знаете о льве? Какое
это животное? (Хищник, царь зверей.)
- Как ведет себя лев?
Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделился с собачкой. Лев
оторвал кусок мяса.)
- Какое это чувство? (Забота.)
- Какие чувства испытывает
лев после смерти собачки? (Тоску.)
- Как ведет себя лев после
смерти собачки?
- Мог ли написать этот
рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
3. Подвижная игра «За грибами».
Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая
белочек),
Рыжики искали.
Лисичка бежала (бегут),
Лисички собирала.
Скакали зайчатки (скачут стоя),
Искали опятки.
Медведь проходил (идут, изображая медведя),
Мухомор раздавил.
4. Отгадывание загадок.
Воспитатель. Какие грибы вы находили
летом? (Белые,
подберезовики, сыроежки и др.)
Педагог показывает картинки и
муляжи.
Загадки:
1. Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик.)
3. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной,
Никуда не годный'. (Мухомор.)
2. Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик.)
4. Нет грибов дружней, чем
эти,
-Знают взрослые и дети, —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опенки.)
5. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я - ... (подосиновик).
5. Лепка.
Воспитатель. Рассмотрите форму шляпок и
ножек грибов. Что нужно скатать из пластилина, чтобы вылепить шляпку? (Шар) Что нужно скатать, чтобы
получилась ножка грибка? (Колбаску.)
Отметить различия у разных
грибов, уточнить вместе с детьми приемы лепки, показать, как лепить шляпку
сыроежки. В процессе работы обратить внимание на действие всей рукой и
пальцами. Добиваться получения характерной формы. По окончании занятия все
работы рассмотреть, подчеркнуть разнообразие решений, передачу характерных
особенностей формы. Предложить детям найти наиболее интересные изображения,
объяснить свой выбор.
6. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- Какой рассказ вы услышали?
- О чем рассказ? . - Кто
автор?
- В какую игру мы играли? |