Цель игры: научить детей определять такие качества предмета, как «твердое» и «мягкое».
Оборудование: мягкие игрушки – тряпичные,
меховые, поролоновые, резиновые (экологически чистые) и иные; игрушки из
твердого материала – деревянные, металлические (из легких сплавов),
пластмассовые (экологически чистые) и иные; одна большая коробка
(красочная, обклеенная яркой, разноцветной бумагой или самоклеющейся
пленкой); два столика (если нет, то две коробки поменьше, тоже
красочные); две наклейки, изображающие что-то мягкое, например пушистого
котенка или цыпленка, и твердое, например, кубик, машинку, пирамидку и
др.
Возраст: 2–3 года.
Ход игры: игра проводится с небольшой группой
детей от 2 до 2,5 лет (7–8 человек) и от 2,5 до 3 лет (9—10 человек).
Вначале педагог раздает каждому ребенку по игрушке и говорит:
«Посмотрите, детки, какие у вас красивые игрушки. Давайте с ними
поиграем (обращается к ребенку, у которого машинка). Саша, покажи, как
ты катаешь машинку» и т. д. Можно предложить детям поменяться игрушками.
Если кто-то не захочет меняться, нужно предложить другую игрушку.
Педагог идет за ширму или в другой конец комнаты, где спрятана коробка с
другими игрушками, приносит ее и говорит: «Вот вам, дети, еще игрушки,
мы тоже будем в них играть». Важно обратить внимание на то, чтобы дети
не побросали свои игрушки и не побежали за новыми. Педагог говорит:
«Возьмите, дети, свои игрушки и принесите мне. (Дети выполняют просьбу,
педагог ждет, пока все принесут игрушки.) Важно также, чтобы в комнате
была дружелюбная атмосфера; чтобы дети не потеряли интерес к игре.
Педагог: „Ребята, пожалуйста, положите аккуратно свои игрушки вот в эту
большую коробку к остальным игрушкам. Пусть игрушки познакомятся и
подружатся". Дети выполняют просьбу, некоторые могут это делать с
неохотой или вовсе отказаться, тогда следует добавить: „Пока игрушки
отдыхают, я расскажу вам про них. А потом вы снова можете взять те
игрушки, какие захотите. Давайте и мы отдохнем". Воспитатель ведет детей
к стульчикам, рядами стоящими друг напротив друга, и помогает сесть.
Педагог тоже садится на маленький стульчик. Около него по сторонам стоят
столики (или коробки поменьше). Коробка с игрушками осталась стоять на
полу напротив педагога.
Важно, чтобы педагог сидел на том же стульчике, что и
дети, так как их глаза будут находиться почти на одном уровне во вовремя
общения. Педагог говорит: «Ребята, сейчас вы все трогали игрушки, вы
почувствовали, что некоторые игрушки твердые на ощупь, а некоторые –
мягкие. Вот у меня в руках машинка. Она мягкая или твердая?» Предлагает
детям потрогать машинку, сжать ее пальчиками, дети отвечают. «А плюшевый
медвежонок? Зайчик тоже мягкий, и котенок, но их нельзя сжимать так, им
может быть больно, нужно бережно относиться к животным. Их можно
погладить (показывает на игрушке). А теперь мы, не торопясь, подойдем к
коробке. Выберите себе игрушку и принесите к столикам. Вот этот столик
(показывает) для мягких игрушек, на нем нарисован цыпленок, он мягкий и
пушистый. Сюда подойдут те ребята, у кого мягкие игрушки». В этом время
педагог может обращаться к тем детям, у которых мягкие игрушки: «Катюша,
у тебя зайчик, он какой? (Девочка отвечает.) Погладь его, принеси вот к
этому столику» (показывает). Дети кладут или сажают игрушки на
определенные столики (или аккуратно по коробкам), пока в большой коробке
не станет пусто. После этого дети еще раз подходят к столикам, сначала с
мягкими игрушками, затем с твердыми, трогают их, определяют, что
твердые игрушки не сжимаются, а мягкие сжимаются. |