«Угадай, кто это»
Цель:
учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их
индивидуальные особенности.
Ход
игры. Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика.
Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из
детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. п.
Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит
ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают
под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте,
лети,
Станьте
в круг,
Станьте
а круг,
Станьте
в круг.
Я
твой друг
И
ты мой друг,
Добрый,
добрый друг!
На
слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри
круга танцуют. Рассказчик и «отгадка» занимают
места на стульях, угадавший становится рассказчиком
Игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире
«Колобок»
Цель:
развивать коммуникативные навыки, воображение, выразительность движений и
речи.
Ход
игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-колобок». Тот, к
кому попадает «колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать
несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я
знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в
гости. Колобок!». После сказанной фразы ребенок передает «колобка» другому
игроку.
2-й
вариант игры. Предложить каждому ребенку роль какого-либо
животного, от имени которого он должен обращаться к Колобку.
«Поводырь»
Цель:
развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать
доверительное отношение друг к другу.
Материал:
повязка на глаза — по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»; стулья,
кубики, обручи и т. д.
Ход
игры. В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия».
Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза
повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например:
«Переступи
через кубик»,
«На
пути стул Обойдем его».
Затем
дети меняются ролями.
Игра-упражнение «Руки знакомятся, руки
ссорятся, руки мирятся»
Цель:
продемонстрировать различные модели взаимодействия друг с лругом
Ход
игры
Каждое
упражнение пыполняется 2—3 минуты. Дети и парпх ендят напротив друг друга на
расстоянии вытянутой руки.
—
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними
руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Вытяните
руки вперед, найдите руки соседа — «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
Ваши
руки ищут друг друга — «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят
прощения, вы расстаетесь с друзьями.
После
игры обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие
чувства возникали в ходе упражнения.
«Нарисуй узор»
Цель:
побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу
Материал:
бумажные шаблоны варежек (на каждого ребенка); набор карандашей (на каждую пару
детей).
Ход
игры. Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши,
бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела
одинаковый узор.
После
игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных
варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель:
развивать навыки сотрудничества.
Ход
игры. Дети, разбившись на пары, ложатся на животы напротив друг
друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они
пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда
дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить
количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель:
побуждать к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более
значимого; воспитывать и поощрять желание заботиться о других.
Ход
игры. Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно,
держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети,
лети, лепесток,
Через
запад на восток.
Через
север, через юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли,
Быть
по-моему вели.
Обдумав
и согласовав друг с другом общее желание, дети объявляют его остальным
Воспитатель
поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, пожилых людях, о
тех. кто слабее: заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся. |